Урок географии "Части Мирового океана" разработан учителем Семёновой Ольгой Ивановной.
Кольский полуостров |
Искусственные острова в Дубаи |
Аравийский полуостров |
Тема: Части Мирового океана.
Учебно-воспитательные цели:
1) учебная: а) способствовать формированию у обучающихся понятий: «Мировой океан», «океан», «море», «залив», «пролив», «остров», «полуостров», «архипелаг», «материки».
б) описывать географическое положение морей.
в) называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, архипелаги.
2) развивающая: а) развитие умений учиться: слушать учителя и одновременно делать записи, работать с картами атласа, контурными картами.
б) развитие познавательных интересов и потребностей: внимание и восприятие.
3) воспитательная: воспитание чувства патриотизма к своей Родине через рассмотрение крупных островов, полуостровов и морей России.
Учащиеся должны знать: Понятия: «Мировой океан», «океан», «море», «залив», «пролив», «остров», «полуостров», «архипелаг», «материки». Состав приема определения ГП моря; прием показа океана, моря.
Учащиеся должны уметь: Определить по карте ГП морей; называть и показывать части Мирового океана.
Основное содержание: Океаны и их границы. Материки. Острова и их происхождения. Архипелаги. Полуострова. Моря и их географическое положение. Заливы и проливы.
4) номенклатура: Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Моря: Саргассово, Берингово, Карибское, Аравийское, Черное, Красное, Средиземное, Балтийское, Японское.
Заливы: Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Бенгальский.
Проливы: Дрейка, Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Панамский канал, Суэцкий канал.
Острова: Гренландия, Новая Гвинея, Мадагаскар, Великобритания, Сахалин, арх. Гавайские острова.
Полуострова: Аравийский, Индостан, Индокитай, Лабрадор, Скандинавский, Камчатка.
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Методы и приемы: дедуктивный метод формирования понятий;
По источникам знаний: словесные: объяснение и беседа: рассказ учителя; практические: работа с картой, обозначение на контурной карте частей Мирового океана.
По характеру познавательной деятельности: Частично- поисковый, объяснение.
Средства обучения: Физическая карта мира, атласы для 6 класса, контурные карты мира (полушарий), таблица 4 (учебник).
Литература для учителя: 1. География 6 класс: поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой /авт.-сост. И.И. Нагорная – Волгоград: Учитель, 2007. – 168с.
2. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007. – 174.
3. Герасимовой Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии: 6кл. – М.: Просвещение, 1991. – 176с.
4. Крылова О.В. Уроки географии в 6 классе: кн. Для учителя – М.: Просвещение, 2002. – 160с.
Ход урока
Этапы урока и смысловые блоки | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1) Океаны и их границы На доске схема «S поверхности океанов» | Приветствие. Учитель отмечает отсутствующих. Вводная беседа. Вопросы:
Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы изучаем тему «Части Мирового океана». Запишите тему в тетради. Целепологание: На уроке мы должны изучить, что такое Мировой океан, океан, море, залив, пролив, остров, полуостров, архипелаг, материки. Также наша задача научиться описывать географическое положение морей. Мы будем также с вами наносить на контурную карту части Мирового океана. -Итак, из-за того, что на Земле находится почти вся вода солнечной системы, ее называют водной планетой. Эта вода заполняет 4 огромные впадины, образуя 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Благодаря им, Мировой океан в настоящее время, принято делить на 4 части (но некоторые ученые выделяют 5-ый Южный океан). Какова площадь земного шара? На мировой океан приходится 361,1 млн.км2. Тихий – 178,62 млн.км2 Атлантический – 91,56млн.км2 Индийский – 76,17млн.км2 Северный Ледовитый – 14,75млн.км2 -Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам от крайних южных точек. (Учитель по карте показывает границы океанов). | Ответы: 4 Тихий, Атлантический, Индийский, Сев. Ледовитый 510 млн.км2. |
2) Материки. Определение понятия «Материки» 3) Острова и их происхождение. Архипелаги. Полуострова. Определение понятия «Остров». Рассказ учителя. Определение понятия «архипелаг». | Задания: В контурной карте подпишите названия и площадь океанов. -Какой океан самый большой? -Какой океан самый маленький? -Какой океан самый глубокий? -Какой океан самый мелкий? -149 млн.км2 приходится на сушу. В Мировом океане находятся материки. Материки – большие участки суши, окруженные водой. Покажите на карте и назовите 6 материков. Задание: Подпишите в контурной карте названия материков. -Какой самый большой материк? -Какой самый маленький? -В Мировом океане находятся сравнительно небольшие участки (по сравнению с материками) суши – это острова. Самый большой остров на земле остров– это Гренландия (2,176 тыс.км2). Остров – небольшие участки суши, окруженные со всех сторон водой. Задание: По физической карте полушарий найдите острова и назовите их. Острова по происхождению делятся: материковые (Мадагаскар), вулканические (Гавайские, Курильские о-ва), коралловые (Большой Барьерный риф). -В океане встречаются архипелаги. Что же такое? Архипелаг – группа островов, лежащих недалеко друг от друга. Задание: По физической карте полушарий найдите и назовите архипелаги. -Участки материков и островов, глубоко впадающие в океан называются полуостровами. Самый крупный полуостров – Аравийский (2730 тыс.км2) на Земле. А в России – Камчатка. | Работа в контурной карте. Запись в тетрадь. Работа в контурной карте. Запись в тетрадь. Работа с картой атласа. Запись в тетрадь. Работа с картой атласа. |
Определение понятия «полуостров». 4) Моря и их географическое положение. Определение понятия «море» Откройте с.73 учеб. Таблица 4. Как описывть ГП моря. 5) Заливы и проливы | Задание: 1. Откройте учебник с.71 параграф 24 найдите и запишите определение понятия «полуостров». 2. По физической карте полушарий найдите и назовите полуострова. -Во всех океанах есть моря. На Земле 54 моря. Море – часть океана, отделенная от него островами или полуостровами, отличающиеся от океана свойствами воды, обитателями. По местоположению моря бывают: Окраинными (прилегают к материку) - Баренцево, Карское. Внутренними (окружены со всех сторон сушей) - Балтийское, Черное. Самые крупные моря: Филиппинское, Аравийское, Коралловое. Существует в Атлантическом океане интересное море Саргассово – его показывают «море без берегов» границы его образуют океанические течения. Название – от скоплений плавающих на его поверхности саргассовых водорослей (бурого цвета). Сейчас нам нужно познакомиться с планом описания ГП моря и научиться определять ГП моря. Откройте с.73, таблица 4 учебника. Прочтите план. Задание: Определите ГП Средиземного моря (устно). -Назовите цветные моря? -Является ли Каспийское море – морем? -В Мировом океане есть еще заливы и проливы. Залив – часть океана, вдающаяся в сушу. Заливы менее изолированы, чем моря, поэтому режим их более близок к океанам. ( Учитель показывает по карте крупные заливы) Проливы – относительно узкая часть океана или моря, разделяющая два участка суши и соединяющая два смежных водоема. | Запись в тетрадь. Устно по карте определяют ГП Средиземного моря. |
Самый узкий Гибралтарский(14 км – самое узкое место) Определение понятий «залив», «пролив». 4. Закрепление. 5. Обобщение. Рефлексия. 6. Домашнее задание. | Самый длинный (1760 км) – Мозамбикский, а самый широкий (1120 км) и глубокий (5249 км) – пролив Дрейка. Задание: 1. Найдите и назовите проливы на карте. 2. Напишите в тетрадь определение понятия «залив» и «пролив» (учебник с.72, 73). Игра «Узнай меня». Задание: На доске контуры островов, полуостровов, материков, вы должны их узнать и назвать. Итак, мы изучили еще одну тему «Части Мирового океана», гидросферы. -Что на уроке вам показалось наиболее интересным? -Какую информацию вы впервые узнали на уроке? -какие новые термины вы изучили сегодня? Изучить параграф 24, описать ГП Балтийского моря – 1В., Берингово моря – 2В. Рабочая тетрадь с.43 з.6. Учить номенклатуру. | Работа с картой атласа. Запись в тетрадь. Работа с картой атласа. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий