Использование элективного курса
«Экология человека» в экологическом
образовании школьников
Автор: Верховых Ирина Владимировна,
учитель биологии
высшей кв. категории
«Человека называют властелином природы,
но мудрость с
которою мы властвуем,
от природы не
дается. Этому надо учиться»
Н.И. Лобачевский
Эти слова сказаны Н.И. Лобачевским 150 лет назад. В то
время мысль замечательного ученого не поняли. Не поняв – забыли. Лишь теперь,
когда в руках человека оказались могучие средства воздействия на природу, стало
ясно:
¾ надо не подчинять себе природу, а дружить с ней;
¾ действовать не вопреки, а согласно законам природы;
¾ надо учиться бережному обращению с природой.
Опасность, происходящих в природе изменений сегодня, заставила
нас задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир
оставался благоприятным и безопасным для человека. Одним из основных условий
существования современного общества является воспитание экологически грамотной
личности.
Последнее время экологическому образованию уделяется
все больше внимания и оно снова признано одним из ведущих направлений
образовательной политики в нашей стране. Указом президента РФ от 10 августа
2012года, в целях обеспечения права каждого человека на благоприятную
окружающую среду, 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды.
В этом направлении работают сотни школ, и накоплен
определенный опыт практического воплощения разных подходов и моделей
экологизации школьного образования.
Целью экологического образования в своей
профессиональной деятельности считаю – формирование экологического сознания,
основанного на чувстве сопричастности и ответственности по отношению к
окружающему миру. Такое образование призвано формировать общественно –
экологическое мировоззрение, комплекс научных знаний, способность воплощать знания
в практику.
Большой вклад в экологическую подготовку обучающихся
могут внести естественно – научные дисциплины, которые должны сформировать у
обучающихся картину взаимодействия человека и природы, дать методологические
подходы к познанию и деятельности в экологической обстановке. На сегодняшний
день накоплен определенный опыт практического воплощения разных подходов и
моделей экологизации школьного образования.
В 90-е. годы в школах преподавался отдельный курс
«Экология» в 9 классе. Учителя проходили
профессиональную переподготовку при ИПКиПРО Курганской области и получали
дипломы по программе дополнительного профессионального образования «Экология». Впоследствии
и в настоящее время в школе экология не преподается как отдельный предмет,
поэтому экологизация школьных предметов сегодня особенно актуальна.
Экологизацию школьного курса биологии стараюсь
реализовать через
учебную
деятельность на уроке и внеурочную деятельность. Мною разработан и преподается
уже несколько лет элективный курс по биологии в 9 классе «Экология человека».
Курс рассчитан на 17 часов и включает в себя лекционную и практическую часть
Целью курса является формирование мировоззрения,
воспитание экологической культуры обучающихся, выпускников основной школы.
Ключевым в содержание курса является
фундаментальное понятие экологии человека – понятие здоровья. Каждый несет
ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих. Важнейшим фактором
здоровья является окружающая среда. В данной программе рассматриваются вопросы
антропогенного влияния на окружающую среду и последствия этого влияния на
здоровье человека. Значительное внимание обращено на взаимодействие человека с
окружающей средой.
Курс ориентирован на воспитание
экологической ответственности и культуры, развитие экологического сознания и
мышления, практических и исследовательских умений, формирование умений решать
практические задачи, что позволяет активизировать познавательную деятельность
учащихся.
Реализуя
задачи курса, удается расширить представления обучающихся об экологии человека,
экологизировать биологические знания, повысить
уровень эмоциональной отзывчивости к местным экологическим проблемам, развивать
коммуникативные качества и экологическую культуру личности и др.
Содержание данного курса представлено темами:
«Загрязнение окружающей среды и здоровье человека», «Химические загрязнения
среды и здоровье человека», «Биологические загрязнения среды и болезни человека»,
«Техногенные физические факторы окружающей среды и здоровье человека», «Ландшафт
как фактор здоровья», «Экология жилища». Практическая часть программы куса
включает в себя: составление итоговых таблиц по темам «Химические
загрязнители», «Инфекционные болезни, их возбудители и способы заражения»;
практические работы по определению уровня шума (на перемене, у автодороги, в
квартире и т.д.), по построению и чтению графиков биоритмов средствами ЭТ ;
составление экологического паспорта кабинета,
или составление модели жилища ХХI века.
Решению поставленных задач курса служат наиболее эффективные, на мой
взгляд, практико-ориентированные формы обучения (мини-исследования,
моделирование, проектирование и др). Расширяя рамки в преподавании элективного
курса, в своей работе использую такую форму обучения как урок в музее.
В программу курса включены экскурсии в Курганский
областной краеведческий музей, который находится в зоне ближайшего социального
окружения школы. Это позволяет использовать его ресурсы как социального
партнера.
Экскурсия «Экология города Кургана и
Курганской области» предусматривает проведение слайд-лекции и завершает
изучение темы в программе элективного курса «Загрязнение окружающей среды и
здоровье человека». Проблема экологизации
школьного образования особенно актуальна для регионов со сложной экологической
обстановкой. К таковым относится и Курганская область. Особый интерес у обучающихся вызывает проблема
уничтожения химического оружия в пос. Плановом Щучанского района. Эта и другие
темы лекции могут быть представлены впоследствии в реферативных,
частично-поисковых работах обучающихся.
Вторая экскурсия «Экология дома»
проводится в рамках изучения темы «Экология жилища». Кроме слайд-лекции
обучающимся демонстрируют экспозицию материалов используемых в быту.
Результатами экскурсии становятся
мини-проекты «Квартира как экосистема», «Источники загрязнения среды в жилище»,
«Моя квартира – моя маленькая планета» и др. На итоговом занятии обучающие готовят презентации своих проектов и
моделей жилища ХХI века.
Курганский областной краеведческий музей,
функционирует уже в течение нескольких лет в ранге эколого-культурного центра,
поэтому он предлагает целую программу мероприятий естественнонаучного цикла, в
которую входят экскурсии, лекции, слайд-лекции, викторины и экологические
праздники. Все эти мероприятия могут быть использованы педагогами города в
своей профессиональной деятельности.
В апреле 2013
года в школе проводился экологический месячник в рамках городских мероприятий. По
составленной программе мероприятий 5 классы посетили экскурсию «Красная книга
Курганской области», 6 классы - слайд-лекцию «Сказание о лекарственных
растениях», 7 классы – экскурсию
«Многообразие видов животных», 8 классы -
экскурсию «Зауральская Кунсткамера» по теме «Пороки врожденного развития» с
акцентом влияния окружающей среды и вредных привычек на развитие будущего ребенка.
Материал посещенных мероприятий входит в программу изучения соответствующих
курсов биологии.
Дополнительной мотивацией к изучению
экологического материала по учебной программе может служить привлечение для проведения
экологических уроков в школе или
экскурсий преподавателей ВУЗов. Последние
несколько лет представители КГУ
Технологического факультета кафедры «Экология и БЖД» в целях профориентационной
работы проводят в 11-х классах экологическую игру «У озера». Она может быть
проведена как на базе школы, так и при
проведении экскурсии в университет. Это учебная имитационная игра предназначена
для изучения в активной форме процессов согласования экологических и
экономических противоречий индивидуальных, групповых и общественных интересов в
рамках некоторой хозяйственной деятельности. Мероприятие позволяет так же
исследовать различные формы взаимодействия людей в процессе принятия решений и
управления природно-техническими системами.
Все описанные выше направления экологизации школьного
курса биологии используются в моей практической деятельности. Среди
разнообразных форм экологической работы в школе наиболее эффективным в своей
педагогической деятельности считаю
проведение элективного курса и осуществление партнерства с ближайшим социальным
окружением. Основным результатом своей
работы вижу популярность курса, поддержание интереса детей к предмету биологии,
а в последствии – выбор экзамена, что поможет им сориентироваться в выборе
будущей профессии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий