четверг, 21 ноября 2013 г.

«Экология человека»



Использование элективного курса «Экология человека» в экологическом
 образовании школьников
                                                                Автор: Верховых Ирина Владимировна,

                         учитель биологии
                                                                                              высшей кв. категории

«Человека называют властелином природы,
 но мудрость с которою мы властвуем,
 от природы не дается. Этому надо учиться»
                                                                                  Н.И. Лобачевский
Эти слова сказаны Н.И. Лобачевским 150 лет назад. В то время мысль замечательного ученого не поняли. Не поняв – забыли. Лишь теперь, когда в руках человека оказались могучие средства воздействия на природу, стало ясно:
¾ надо не подчинять себе природу, а дружить с ней;
¾ действовать не вопреки, а согласно законам природы;
¾ надо учиться бережному обращению с природой.
Опасность, происходящих в природе изменений сегодня, заставила нас задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека. Одним из основных условий существования современного общества является воспитание экологически грамотной личности.

Последнее время экологическому образованию уделяется все больше внимания и оно снова признано одним из ведущих направлений образовательной политики в нашей стране. Указом президента РФ от 10 августа 2012года, в целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду, 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды.
В этом направлении работают сотни школ, и накоплен определенный опыт практического воплощения разных подходов и моделей экологизации школьного образования.
Целью экологического образования в своей профессиональной деятельности считаю – формирование экологического сознания, основанного на чувстве сопричастности и ответственности по отношению к окружающему миру. Такое образование призвано формировать общественно – экологическое мировоззрение, комплекс научных знаний, способность воплощать знания в практику.
Большой вклад в экологическую подготовку обучающихся могут внести естественно – научные дисциплины, которые должны сформировать у обучающихся картину взаимодействия человека и природы, дать методологические подходы к познанию и деятельности в экологической обстановке. На сегодняшний день накоплен определенный опыт практического воплощения разных подходов и моделей экологизации школьного образования.
В 90-е. годы в школах преподавался отдельный курс «Экология» в 9 классе. Учителя проходили  профессиональную переподготовку при ИПКиПРО Курганской области и получали дипломы по программе дополнительного профессионального образования «Экология». Впоследствии и в настоящее время в школе экология не преподается как отдельный предмет, поэтому экологизация школьных предметов сегодня особенно актуальна.
Экологизацию школьного курса биологии стараюсь реализовать через
учебную деятельность на уроке и внеурочную деятельность. Мною разработан и преподается уже несколько лет элективный курс по биологии в 9 классе «Экология человека». Курс рассчитан на 17 часов и включает в себя лекционную и практическую часть
Целью курса является формирование мировоззрения, воспитание экологической культуры обучающихся, выпускников основной школы.
         Ключевым в содержание курса является фундаментальное понятие экологии человека – понятие здоровья. Каждый несет ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих. Важнейшим фактором здоровья является окружающая среда. В данной программе рассматриваются вопросы антропогенного влияния на окружающую среду и последствия этого влияния на здоровье человека. Значительное внимание обращено на взаимодействие человека с окружающей средой.
         Курс ориентирован на воспитание экологической ответственности и культуры, развитие экологического сознания и мышления, практических и исследовательских умений, формирование умений решать практические задачи, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.
Реализуя задачи курса, удается расширить представления обучающихся об экологии человека, экологизировать биологические знания, повысить уровень эмоциональной отзывчивости к местным экологическим проблемам, развивать коммуникативные качества и экологическую культуру личности и др.
         Содержание данного курса представлено темами: «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека», «Химические загрязнения среды и здоровье человека», «Биологические загрязнения среды и болезни человека», «Техногенные физические факторы окружающей среды и здоровье человека», «Ландшафт как фактор здоровья», «Экология жилища». Практическая часть программы куса включает в себя: составление итоговых таблиц по темам «Химические загрязнители», «Инфекционные болезни, их возбудители и способы заражения»; практические работы по определению уровня шума (на перемене, у автодороги, в квартире и т.д.), по построению и чтению графиков биоритмов средствами ЭТ ; составление экологического паспорта кабинета, или составление модели жилища ХХI века.
Решению поставленных задач  курса служат наиболее эффективные, на мой взгляд, практико-ориентированные формы обучения (мини-исследования, моделирование, проектирование и др). Расширяя рамки в преподавании элективного курса, в своей работе использую такую форму обучения как урок в музее.
В программу курса включены экскурсии в Курганский областной краеведческий музей, который находится в зоне ближайшего социального окружения школы. Это позволяет использовать его ресурсы как социального партнера.
Экскурсия «Экология города Кургана и Курганской области» предусматривает проведение слайд-лекции и завершает изучение темы в программе элективного курса «Загрязнение окружающей среды и здоровье человека». Проблема экологизации школьного образования особенно актуальна для регионов со сложной экологической обстановкой. К таковым относится и Курганская область.  Особый интерес у обучающихся вызывает проблема уничтожения химического оружия в пос. Плановом Щучанского района. Эта и другие темы лекции могут быть представлены впоследствии в реферативных, частично-поисковых работах обучающихся.
Вторая экскурсия «Экология дома» проводится в рамках изучения темы «Экология жилища». Кроме слайд-лекции обучающимся демонстрируют экспозицию материалов используемых в быту. Результатами  экскурсии становятся мини-проекты «Квартира как экосистема», «Источники загрязнения среды в жилище», «Моя квартира – моя маленькая планета» и др. На итоговом занятии обучающие готовят презентации своих проектов и моделей жилища ХХI века.
Курганский областной краеведческий музей, функционирует уже в течение нескольких лет в ранге эколого-культурного центра, поэтому он предлагает целую программу мероприятий естественнонаучного цикла, в которую входят экскурсии, лекции, слайд-лекции, викторины и экологические праздники. Все эти мероприятия могут быть использованы педагогами города в своей профессиональной деятельности.
 В апреле 2013 года в школе проводился экологический месячник  в рамках городских мероприятий. По составленной программе мероприятий 5 классы посетили экскурсию «Красная книга Курганской области», 6 классы - слайд-лекцию «Сказание о лекарственных растениях», 7 классы – экскурсию
 «Многообразие видов животных», 8 классы - экскурсию «Зауральская Кунсткамера» по теме «Пороки врожденного развития» с акцентом влияния окружающей среды и вредных привычек на развитие будущего ребенка. Материал посещенных мероприятий входит в программу изучения соответствующих курсов биологии.
Дополнительной мотивацией к изучению экологического материала по учебной программе  может служить привлечение для проведения экологических уроков в школе  или экскурсий преподавателей ВУЗов. Последние несколько лет представители  КГУ Технологического факультета кафедры «Экология и БЖД» в целях профориентационной работы проводят в 11-х классах экологическую игру «У озера». Она может быть проведена как на базе школы, так и  при проведении экскурсии в университет. Это учебная имитационная игра предназначена для изучения в активной форме процессов согласования экологических и экономических противоречий индивидуальных, групповых и общественных интересов в рамках некоторой хозяйственной деятельности. Мероприятие позволяет так же исследовать различные формы взаимодействия людей в процессе принятия решений и управления природно-техническими системами.
Все описанные выше направления экологизации школьного курса биологии используются в моей практической деятельности. Среди разнообразных форм экологической работы в школе наиболее эффективным в своей педагогической  деятельности считаю проведение элективного курса и осуществление партнерства с ближайшим социальным окружением.  Основным результатом своей работы вижу популярность курса, поддержание интереса детей к предмету биологии, а в последствии – выбор экзамена, что поможет им сориентироваться в выборе будущей профессии.






Комментариев нет:

Отправить комментарий