воскресенье, 7 августа 2011 г.

Урок географии "Части Мирового океана"

Урок географии "Части Мирового океана" разработан учителем Семёновой Ольгой Ивановной.
Кольский полуостров

Искусственные острова в Дубаи

Аравийский полуостров






Тема: Части Мирового океана.
Учебно-воспитательные цели:
1)      учебная: а) способствовать формированию у обучающихся понятий: «Мировой океан», «океан», «море», «залив», «пролив», «остров», «полуостров», «архипелаг», «материки».
б) описывать географическое положение морей.
в) называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, архипелаги.

2)      развивающая: а) развитие умений учиться: слушать учителя и одновременно делать записи, работать с картами атласа, контурными картами.
б) развитие познавательных интересов и потребностей: внимание и восприятие.

3)      воспитательная: воспитание чувства патриотизма к своей Родине через рассмотрение крупных островов, полуостровов и морей России.

Учащиеся должны знать: Понятия: «Мировой океан», «океан», «море», «залив», «пролив», «остров», «полуостров», «архипелаг», «материки». Состав приема определения ГП моря; прием показа океана, моря.
Учащиеся должны уметь: Определить по карте ГП морей; называть и показывать части Мирового океана.
Основное содержание: Океаны и их границы. Материки. Острова и их происхождения. Архипелаги. Полуострова. Моря и их географическое положение. Заливы и проливы.

4)      номенклатура: Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Моря: Саргассово, Берингово, Карибское, Аравийское, Черное, Красное, Средиземное, Балтийское, Японское.
Заливы: Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Бенгальский.
Проливы: Дрейка,  Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Панамский канал, Суэцкий канал.
Острова: Гренландия, Новая Гвинея, Мадагаскар, Великобритания, Сахалин, арх. Гавайские острова.
Полуострова: Аравийский, Индостан, Индокитай, Лабрадор, Скандинавский, Камчатка.
      
Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Методы и приемы: дедуктивный метод формирования понятий;
По источникам знаний: словесные: объяснение и беседа: рассказ учителя; практические: работа с картой, обозначение на контурной карте частей Мирового океана.
По характеру познавательной деятельности: Частично- поисковый, объяснение.

Средства обучения: Физическая карта мира, атласы для 6 класса, контурные карты мира (полушарий), таблица 4 (учебник).

Литература для учителя: 1. География 6 класс: поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой /авт.-сост. И.И. Нагорная – Волгоград: Учитель, 2007. – 168с.
2. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007. – 174.
3. Герасимовой Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии: 6кл. – М.: Просвещение, 1991. – 176с.
4. Крылова О.В. Уроки географии в 6 классе: кн. Для учителя – М.: Просвещение, 2002. – 160с.



Ход урока

Этапы урока и смысловые блоки
Деятельность учителя
Деятельность ученика
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся.

  1. Изучение нового материала.











1)      Океаны и их границы

















На доске схема «S поверхности океанов»
Приветствие. Учитель отмечает отсутствующих.
Вводная беседа. Вопросы:
  1. Сколько на земле океанов?
  2. Назовите их.
Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы изучаем тему «Части Мирового океана». Запишите тему в тетради.
Целепологание: На уроке мы должны изучить, что такое Мировой океан, океан, море, залив, пролив, остров, полуостров, архипелаг, материки. Также наша задача научиться описывать географическое положение морей. Мы будем также с вами наносить на контурную карту части Мирового океана.

-Итак, из-за того, что на Земле находится почти вся вода солнечной системы, ее называют водной планетой. Эта вода заполняет 4 огромные впадины, образуя 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Благодаря им, Мировой океан в настоящее время, принято делить на 4 части (но некоторые ученые выделяют 5-ый Южный океан).

Какова площадь земного шара?

На мировой океан приходится 361,1 млн.км2.
Тихий – 178,62 млн.км2
Атлантический – 91,56млн.км2
Индийский – 76,17млн.км2
Северный Ледовитый – 14,75млн.км2

-Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам от крайних южных точек.
(Учитель по карте показывает границы океанов).

Ответы: 4
Тихий, Атлантический, Индийский, Сев. Ледовитый


























510 млн.км2.

                 








2)      Материки.


Определение понятия «Материки»









3)      Острова и их происхождение. Архипелаги. Полуострова.


Определение понятия «Остров».




Рассказ учителя.






Определение понятия «архипелаг».

Задания: В контурной карте подпишите названия и площадь океанов.
-Какой океан самый большой?
-Какой океан самый маленький?
-Какой океан самый глубокий?
-Какой океан самый мелкий?

-149 млн.км2 приходится на сушу. В Мировом океане находятся материки.

Материки – большие участки суши, окруженные водой.

Покажите на карте и назовите 6 материков.
Задание: Подпишите в контурной карте названия материков.

-Какой самый большой материк?
-Какой самый маленький?

-В Мировом океане находятся сравнительно небольшие участки (по сравнению с материками) суши – это острова. Самый большой остров на земле остров– это Гренландия (2,176 тыс.км2).

Остров – небольшие участки суши, окруженные со всех сторон водой.

Задание: По физической карте полушарий найдите острова и назовите их.
Острова по происхождению делятся: материковые (Мадагаскар), вулканические (Гавайские, Курильские о-ва), коралловые (Большой Барьерный риф).

-В океане встречаются архипелаги. Что же такое?
Архипелаг – группа островов, лежащих недалеко друг от друга.

Задание: По физической карте полушарий найдите и назовите архипелаги.
-Участки материков и островов, глубоко впадающие в океан называются полуостровами. Самый крупный полуостров – Аравийский (2730 тыс.км2) на Земле. А в России – Камчатка.



Работа в контурной карте.








Запись в тетрадь.




Работа в контурной карте.










Запись в тетрадь.


Работа с картой атласа.








Запись в тетрадь.



Работа с картой атласа.

Определение понятия «полуостров».




4)      Моря и их географическое положение.

Определение понятия «море»




















Откройте с.73 учеб. Таблица 4. Как описывть ГП моря.







5)      Заливы и проливы

Задание: 1. Откройте учебник с.71 параграф 24 найдите и запишите определение понятия «полуостров». 2. По физической карте полушарий найдите и назовите полуострова.

-Во всех океанах есть моря. На Земле 54 моря.


Море – часть океана, отделенная от него островами или полуостровами, отличающиеся от океана свойствами воды, обитателями.

По местоположению моря бывают: Окраинными (прилегают к материку) -  Баренцево, Карское. Внутренними (окружены со всех сторон сушей) -  Балтийское, Черное.
Самые крупные моря: Филиппинское, Аравийское, Коралловое.

Существует в Атлантическом  океане интересное море Саргассово – его показывают «море без берегов» границы его образуют океанические течения. Название – от скоплений плавающих на его поверхности саргассовых водорослей (бурого цвета).


Сейчас нам нужно познакомиться с планом описания ГП моря и научиться определять ГП моря. Откройте с.73, таблица 4 учебника. Прочтите план.
Задание: Определите ГП Средиземного моря (устно).

-Назовите цветные  моря?
-Является ли Каспийское море – морем?

-В Мировом океане есть еще заливы и проливы.
Залив – часть океана, вдающаяся в сушу. Заливы менее изолированы, чем моря, поэтому режим их более близок к океанам.
( Учитель показывает по карте крупные заливы)
Проливы – относительно узкая часть океана или моря, разделяющая два участка суши и соединяющая два смежных водоема.

Запись в тетрадь.



































Устно по карте определяют ГП Средиземного моря.

Самый узкий Гибралтарский(14 км – самое узкое место)



Определение понятий «залив», «пролив».



4. Закрепление.




5. Обобщение. Рефлексия.








6. Домашнее задание.

Самый длинный (1760 км) – Мозамбикский, а самый широкий (1120 км) и глубокий (5249 км) – пролив Дрейка.

Задание: 1. Найдите и назовите проливы на карте.
 2. Напишите в тетрадь определение понятия «залив» и «пролив» (учебник с.72, 73).

Игра «Узнай меня».
Задание: На доске контуры островов, полуостровов, материков, вы должны их узнать и назвать.

Итак, мы изучили еще одну тему «Части Мирового океана», гидросферы.
-Что на уроке вам показалось наиболее интересным?
-Какую информацию вы впервые узнали на уроке?
-какие новые термины вы изучили сегодня?


Изучить параграф 24, описать ГП Балтийского моря – 1В., Берингово моря – 2В. Рабочая тетрадь с.43 з.6. Учить номенклатуру.






Работа с картой атласа.
Запись в тетрадь.




Работа с картой атласа.




Комментариев нет:

Отправить комментарий