среда, 22 января 2014 г.

Поликультурное образование в процессе изучения географии

Поликультурное образование в процессе изучения географии

Семёнова Ольга Ивановна,
учитель географии высшей категории
МБОУ «Гимназия №32»
Поликультурное образование рассматривается как неотъемлемая составляющая национального воспитания. Нравственная цель поликультурного образования состоит в том, чтобы изменить толерантно жизнь учащихся, и помочь воспитать граждан, которые смогут мирно жить и продуктивно работать в обществе, которое становится все более динамичным и сложным. Поликультурное образование должно способствовать улучшению взаимопонимания между учениками и учителями, построению диалога различных культур и лучшему пониманию своей собственной самобытности на основе общечеловеческих ценностей.
Уроки географии, как и внеурочная деятельность, дают широкий круг возможностей для активного поликультурного образования школьников. Предмет "География" представляет определенную систему знаний, ценностей и способов деятельности, обеспечивает развитие понимания, и принятие учащимися другой культуры. Носителями культуры являются коллективы людей (этносы). Каждый имеет свои традиции, быт, религию, язык.
Уроки географии предполагают изучение учащимися национально-регионального и страноведческого содержания образования, построены на основе единства общечеловеческих и этнокультурных ценностей.

Практически на всех уроках курса географии в 10-11 классах можно формировать и развивать навыки поликультурного общения и толерантность. Причём как эпизодически, среди выполнения других целей и задач, так и  на протяжении всего урока или внеклассного мероприятия.
При изучении темы «Этническая и языковая мозаика» в 10 классе ребята готовят проекты «Традиции и культура народов мира». Обычно учащиеся получают опережающие задания и ведут самостоятельный поиск материалов, создают  презентации с красочными фотографиями, картинками и интересными фактами. Изучая  тему «География религий» на уроках в 10 классе, мы проводим конференцию «Мировые религии».
В 11 классе, когда начинаем проходить раздел «Регионы и страны» ученики работают в микрогруппах над проектами «Страны Латинской Америки», «Страны Европы», «Страны Азии», «Страны Африки».  Изучают этническое разнообразие, религию народов, особенности культуры и многое другое.
Поликультурное образование учащихся возможно так же и в 9 классе при изучении темы «Население России». Изучаем обряды и обычаи разных народов России. Урок ролевая игра: Русская ярмарка. Это урок посвящается знакомству и изучению народных промыслов России, так как понимание природы, истории, традиций страны наиболее полно раскрывается через знакомство с народными промыслами.
Для современного человека, связан он профессионально с туризмом или нет, важны не только знания географии как таковой - особенности природы, но и культуры стран мира (особенности верований, традиций). Например, на культуру и менталитет японцев большое влияние оказало изолированное территориальное положение страны, географические и климатические особенности, а также особые природные явления (частые землетрясения и тайфуны), что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию. Умение восхищаться сиюминутной красотой природы, как особенность национального характера японца, нашло выражение во многих видах искусств Японии.
Во внеурочной деятельности поликультурное образование можно развивать в процессе организации исследовательской деятельности учащихся. Приведу несколько примеров:
Ученица Синицына Екатерина написала две научно-исследовательские работы по туризму: «Отдых в Крыму: перспективы развития услуг туристических фирм г. Кургана» и «Образ города Сочи и его изменение в преддверии олимпиады 2014 года». Кобелькова Дарья ученица 9 класса участвовала в  конкурсе  «Развитие внутреннего туризма     Курганской области» среди учащихся и студентов, организатор конкурса Курганский филиал ОУП ВПО «АТиСО», со своей исследовательской работой «Экологический туризм Курганской области». Сейчас пишет научно-исследовательскую работу Галактионова Аня ученица 8 класса, изучает  маршрут следования П. С. Палласа по территории современной Курганской области. Понимание поликультурного образования начинается с осознания разнообразия окружающего мира, того, что страна, в которой ты живешь, и весь мир населенные представителями различных этнических и культурных групп.
Таким образом, поликультура – это все ценности человечества, которые необходимо изучать, знать и применять на практике.

Используемые источники:
Интернет-ресурсы:
1.     ru.wikipedia.org

3.     http://nsportal.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий