Семёнова Ольга Ивановна, учитель географии
МОУ «Гимназия №57» города Кургана
Сейчас, когда больше внимания уделяется личности ребенка, значение географии также возрастает. Задача учителя – развивать в детях умение слушать друг друга, излагать свои мысли, критически оценивать свои ответы и ответы товарищей, работать в коллективе, учить детей ставить цели и достигать их; предоставить им возможность саморазвития, формировать личность школьника высококультурной, интеллектуальной, способной действовать в системе динамичных общественных отношений, готовой решать проблемы государственного и глобального масштаба.
В соответствии с этим урок должен строиться так, чтобы главным действующим лицом при изучении нового материала становился ученик, который под руководством учителя путем логических рассуждений приходил бы к усвоению необходимых понятий и навыков.
С целью формирования познавательного интереса к предмету и дальнейшего совершенствования урока можно использовать различные формы, приёмы и методы обучения, потому что традиционные не всегда приводят к желаемому результату. Один из факторов активизации познавательной деятельности учащихся – разнообразие форм организации обучения. Нетрадиционные организационные формы оживляют процесс обучения географии, повышают интерес к изучаемому предмету и активизируют деятельность учащихся, способствуют повышению качества знаний, умений и навыков учащихся, развитию их личности.
На мой взгляд, нестандартные уроки целесообразно проводить не чаще одного-двух раз в четверть при обобщении и повторении темы. Лучше всего в форме игры: часа занимательной географии, игры-путешествия, ролевой игры, пресс-конференции, КВН, урок-аукцион, викторина, семинары, уроки-экспедиции, театрализованное представление и т.д.
Игра – один из самых увлекательных видов работы, которая всегда вызывает у учащихся бурю эмоций, пробуждает интерес друг к другу. К игровым формам урока относятся ролевые, имитационные, деловые и другие игры. В каждой из них учащиеся выступают в различных ролях.
Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и своей ролью, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.
С целью расширения географических знаний в сценариях игр целесообразно использовать материал, который выходит за рамки школьного учебника. Например: «Экспедиция в Гренландию» (литература дается накануне);
а) «Штурман» прокладывает курс кораблю, обговаривает условия, в которых будет проходить экспедиция, доказывает с какой стороны и почему удобнее плыть к острову;
б) «Биолог» экспедиции подбирает материал о флоре и фауне острова;
в) «Этнограф» – о коренном населении, его быте, обычаях; есть здесь: капитан, матросы, географы т. д. – всем им даются поручения и задания.
Готовясь к такому уроку, учащиеся узнают много нового о данном объекте, помимо страниц учебника, а также хорошо закрепляют известный им материал.
Изучив материк Антарктида (или какой-нибудь другой), можно провести игру: «По Антарктиде». Правила игры:
Ученик на игровом поле выбирает:
а) тему, по которой он хочет отвечать;
б) вопрос по выбранной теме.
Если ученик чувствует себя не очень уверенно, то он выбирает легкий вопрос – красную карточку и приносит команде 1 балл и т. д. по возрастающей, чем сложнее вопрос, тем выше балл.
Карточки со знаком ''+'' (плюс) для учеников, которые знают материал сверх программы. За правильный ответ – 10 баллов. Затем ученик называет номер вопроса и зачитывает вопрос, который написан на обратной стороне карточки, через 10 – 15 сек. отвечает на него. Если ответ, по мнению капитана, неверен, то капитан может заменить ответ или дополнить ответ ученика из своей команды. Номера вопросов используются как путь команд вокруг Антарктиды. Игра идет по круговой системе, выигрывает команда с наибольшим количеством баллов.
При проведении обобщающего урока по Северной Америке (7 класс) можно провести игру: «Что такое? Кто такой?»
Задание для этой игры предлагается на небольших листках; задача ребят – ответить, что означает слово: «м. Принца Уэльского», «Ньюфаундленд», «Америго Веспуччи», «Баффинова Земля» или блиц-турнир: «Все выше и выше»: 1)самая высокая точка С. Америки; 2)самые большие по протяженности горы; 3) самая длинная река и т. п. (ответы учащихся под номерами, самостоятельно пишутся в тетрадях).
Развитию познавательного интереса способствует применение элементов внеклассной работы на уроках.
Выделяют следующие дидактические игры: игры-упражнения, игры-путешествия, сюжетные (ролевые) игры, игры-соревнования.
Игра – это средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Ролевую игру как любой косвенный метод воздействия на личность использовать труднее, чем прямое воздействие. Именно в игре строятся непринужденные отношения между учеником и учителем, когда педагог ориентирован не только на предмет географии и на функции ученика, но и на личность ребенка в целом.
Подготовка и организация проведения ролевых игр включает несколько этапов:
I этап – подготовительный;
II этап – организация игры;
III этап – проведение игры;
IV этап – анализ результатов игры.
Игру-путешествие можно использовать на этапе изучения новых знаний, когда учащиеся становятся на какое-то время «экспедицией на научно-исследовательском судне», например, при изучении темы «Океаны» в 7 классе или при изучении природы какого-либо материка. Играя роли взрослых людей, ребята с увлечением и со всей серьезностью включаются в обсуждение предлагаемой темы.
Ролевые игры способствуют организации групповой работы учащихся, развитию самостоятельной познавательной деятельности, при этом формируются и закрепляются умения работать с картой, текстом учебника, дополнительной литературой.
При проведении дидактических игр необходимо учитывать следующие требования:
· игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества;
· игра должна быть построена на интересе;
· обязателен элемент соревновательности между участниками игры.
В старших классах можно проводить уроки-семинары, уроки-конференции, уроки пресс-конференции, уроки-диспуты. О таких уроках сообщается ученикам заблаговременно. Учащиеся готовят выступления по теме конференции, или диспута, необходимую графику и наглядность. Структура уроков следующая: вступительное слово учителя, заслушивание и обсуждение выступлений учащихся, подведение итогов. Наиболее удобно проводить уроки-конференции и уроки-диспуты по группам стран или какой-либо проблеме, особенно если тема тесно связана с текущими событиями.
В практике я часто использую игровые ситуации на уроках и во внеклассной работе. В целом игра повышает активности учащихся на уроках, вызывает интерес к изучаемому предмету и массу положительных эмоций. Географические игры часто предполагают проблемный характер обучения, есть проблемный вопрос, на который надо найти ответ, а это все приводит к творческому поиску учеников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий