понедельник, 8 августа 2011 г.

Технология критического мышления на уроках биологии.




Технология критического мышления на уроках биологии.

Статья подготовлена Широченковой Т.П., учителем географии и биологии высшей квалификационной категории для представления на областных курсах повышения квалификации учителей биологии.

Ж.Пиаже писал, что к 14 – 16 годам у человека наступает этап, когда создаются наилучшие условия для развития критического мышления.  В настоящее время Педагоги пришли к выводу, что, хотя получение знаний важно, но в настоящее время это не самая главная цель учебного процесса. Главной задачей сегодня является научить ребят мыслить критически.
В современной школе используется много различных методов обучения и одной из них является технология критического мышления.
 
ТРКМ известна в России с 1997 г. Проект развивается более чем в 16 странах мира и в 5 российских регионах: Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Санкт-Петербург.
Развитие критического мышления - не простая задача. Нет окончательно заданных путей, которые ведут к критическому мышлению. Однако существует определенный набор учебных условий, который способствует становлению критического мышления. Так, необходимо:
1. Предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления.
2. Давать возможность учащимся размышлять.
3. Принимать различные идеи и мнения.
4. Способствовать активности учащихся в учебном процессе.
5. Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными.
6. Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критическое суждение.
7. Ценить проявление критического мышления.

При этом учащиеся должны:
1. Развивать уверенность в себе и понимать ценность своих мнений и идей;
2. Активно участвовать в учебном процессе;
3. С уважением выслушивать различные мнения;
4. Быть готовыми как формировать суждения, так и воздерживаться от иных.
Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру школьника; рефлексивную культуру учащихся; овладение интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.
ТКМ - образовательная технология — совокупность приёмов, направленная:
сначала заинтересовать ученика (пробудит в нём исследовательскую, творческую активность),
затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец,
помочь обобщить приобретённые знания.
Три этапа
n  Вызов
n  Осмысление новой информации
n  Рефлексия
Первая стадия – вызов.  Как вы уже знаете, Эта стадия позволяет: - актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.  Учение становится активным, учащийся целенаправленно думает, выражает свои мысли собственными словами.
Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику: - получить новую информацию;- осмыслить ее; - соотнести с уже имеющимися знаниями.
       Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации; - присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На данном этапе  происходит выведение знаний на уровень понимания и применения, идет рефлексия своего процесса учения.
* Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное,  как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
   В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?  Как вы уже знаете, элементы новизны  содержатся в приемах работы с учащимися на каждом  этапе урока.
Главная Цель технологии – научить ученика самостоятельно под руководством учителя добывать знания, развивать умения и навыки, вырабатывать свое мнение .
Урок,  построенный по ТКМ состоит из трех основных этапов: вызов, осмысление и рефлексия.
1.      Вызов – побуждение к деятельности.
Цель первой стадии – активизация ранее полученных знаний, создание   ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучаемой теме.
На данном этапе урока происходит вызов того, что учащийся знает по данной теме. Это заставляет анализировать собственные знания и думать о теме, которую ему предстоит разбирать. Слайд.
Происходит активизация  материала.  Участие  обучаемых становится активным.
Учитель предлагает подумать над вопросом  о теме урока.  Заполняется таблица З-У-Х
 ЗНАЮ
Хочу знать
Узнал



На основе колонки  хочу знать  учащиеся   сами  формулируют  цель урока.
На начальной стадии урока может применяться прием  «Корзина идей, понятий, имен». Этот  прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой проблеме урока. Условно в корзине собирается все, что ученики знают об изучаемой теме. Все сведения кратко в виде тезисов записываются в «корзинку». В нее могут сбрасываться  факты, мнения, имена, проблемы, понятия.
Либо учащимся могут предлагаться сигнальные слова по теме.  Учащиеся после осмысления (работа в группа, в парах) обмениваются полученными результатами. Все слова, которые не нашли своего объяснения, заносятся в графу «Хочу знать».
На 2 этапе урока -  осмысление важно поддержать активность, интерес к теме, созданную во время стадии вызова. Могут применять такие приемы как,
1.      Работа с текстом. Прием «Работа с текстом» инсерт – интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Система маркировки текста. Прием осуществляется в несколько этапов. Читая текст они его маркируют.
         V «галочка» (то, что уже известно)
         знак «минус» (то, что противоречит представлению)
         + знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным)
         ? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)
         Заносят данные в таблицу.
Затем последовательно обсуждаются моменты каждой графы. Прием является  средством отслеживания понимания материала.
3.ВЗАИМООПРОС. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного.
Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
4.Прием «Мозговой штурм» -  решение той или иной проблемы.
По ходу решения проблемы учащиеся заносят свои предположения в БОРТОВОЙ журнал « Мои предположения» и «Новая информация».
На этой стадии урока также  осуществляются;
5.Решение задач по теме.
6. проведение лабораторных работ, опытов.
Лабораторные работы, их характер должен измениться.                               Сейчас учащимся предлагается четкий алгоритм л.р. В жизненных же ситуациях ученик оказывается в позиции исследователя, следовательно и л.р. необходимо построить так, чтобы ученики осуществляли микроисследование.
В проведении лабораторных работ нам очень помогает  электронный лабораторный практикум 6-11 класс.
Работа с электронным практикумом по  теме: « сердце»
Интересным является прием составление кластера – это графическая организация материала, показывающая смысловые полч того или иного понятия. Составление кластера позволяет ученику свободно думать по поводу любой темы. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. «Наглядный мозговой штурм»: Мысли не громоздятся, а гроздятся.
Еще один прием «Фишбон» - рыбный скелет. Для того, чтобы  учащиеся в процессе чтения текста могли четко сформулировать проблему. В голове скелета – проблема, на верхних отростках – причины, на нижних – по ходу чтения, факты, подтверждающие существование проблемы. В хвосте – вывод.
*На данном этапе урока  можно использовать  примеры из художественной литературы, живописи, музыки. Применение стихов,  отрывков из литературных произведений  активное средство для развития мышления на уроках. Знакомство с выдающимися учеными позволяет формироать общекультурную компетенцию.
Фиксация внимание на ярком, необычном развивает способность запоминать, а образное восприятие явлений и процессов облегчает обучение.
В научном центре здоровья детей разработали физкультминуту – упражнение, позволяет облегчить работу сердца, снижает кровяное давление. Необходимо свободно сесть на корточки, ступни полностью на полу, максимально расслабиться, держа на весу голову и руки. Посидеть в этой позе одну  минуту.
3 этап – рефлексия (размышлении) -  на этой стадии урока  вырабатывается собственное отношение  к изучаемому материалу,  выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять её. 
На данном этапе урока  заполняется графа «УЗНАЛ», применяется прием  написания эссе,  излагается основная идея урока.
А также учащимся  предлагается закончить записанные на доске предложения:
-А я и не знал …
-На будущее мне надо иметь в виду …
-Самым сложным для мен сегодня  было …
Это прием  учит   детей анализировать свою деятельность, материал закрепляется путем многократного повторения.
*Учащимся может быть предложено, выразить свое настроение на разных этапах урока.
Интересным приемом является написание синквейна . Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам
1 строка – существительное
2 – два  прилагательных
3 строка – 3 глагола, описывающих действие по теме
4 строка – фраза, высказывающая свое отношение к теме урока.
5 строка- слово, резюме, которое дает новую интерпретацию темы, ученик  выражает свое отношение к теме.
Писать стихи за несколько минут сложно. Но данная стихотворная форма, по ТКМ позволяет справиться с этим почти всем.
ИТАК, Данная технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр задач: обучающих, воспитательных и развивающих.
Целью биологического образования является формирование не только ключевых, но и предметных компетенций – это формирование здорового образа жизни. Сейчас  много социальных роликов о вреде курения и алкоголя на организм * видео.
При подаче домашнего задания может быть проведена дифференциация  с учетом интересов учащихся. Какой вид  домашнего задания по теме тебе захотелось выполнить?
  1. Задания креативного типа: разработка учебных пособий, изготовление моделей, поделок, учебных пособий, эссе, что является приемом технологии КМ.
  2. Задания когнитивного типа -  исследование  объектов, выполнение лабораторных работ, постановка опытов, рассмотрение научных проблем.
  3. Задания с использованием информационных технологий, интернет ресурсов.
  4. Работа над учебными  проектами. * виды проектов.

*К наиболее эффективным формам представления материала по биологии являются, которые позволяют представить учебный материал  как систему ярких образов, они сокращают время обучения. Использование электронных информационных объектов активизирует образное мышление уч-ся. Повышает их интерес к изучаемому предмету, усиливает мотивацию.
У каждого учителя приемы развития КМ  свои. Главное – эти приемы действенны. Они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат. Становится очевидным, что применение даже некоторых приёмов технологии КМ даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся. Однако, не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своём развитии, РКМ – это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально.
Итак, применение приемов ТКМ  обеспечивает                     
·         Формирование ключевых компетенций
ТРКМ позволяет ученикам хорошо овладеть набором теоретических знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций, т.е. способствует формированию следующих компетенций:
         1) Образовательная (формируются знания о работе сердца)
         2) Учебно-познавательная (элементы общеучебной деятельности: целеполагание, анализ, рефлексия, самооценка, приемы решения учебно-познавательных  задач).
         3) Информационная ( поиск, анализ, отбор необходимой информации).
         4) Коммуникативная ( взаимодействие в группе).
         5) Социально-трудовая ( роли эксперта, специалиста, учителя, ученика).
         6) Личностного самосовершенствования ( правила профилактики, формирование ЗОЖ).
         Усиливает  мотивацию
         Развивает  самостоятельную  деятельность
         Активизирует мышление
         Всестороннее развивает  навыки  и умения  учащихся
         Вырабатывает  системное  логическое  мышление.
Итак, главными слагаемыми урока должны быть комфорт, творчество и развитие, формирование ключевых и предметных компетенций.
Если вы задумываетесь о том, как в эпоху информационного общества научить учеников самих добывать информацию, создать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения     личности, развить способность учащихся к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой степени сложности, формировать у учащихся навыки самообразования, организовать групповую и парную работу на уроке, создать в классе атмосферу партнерства, то технология развития критического мышления для ВАС!


Комментариев нет:

Отправить комментарий