понедельник, 27 февраля 2012 г.

Обобщение педагогического опыта Ивановой И.А., учителя биологии



ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»
I. Общие сведения
Ф.И.О.
автора опыта
Учреждение,
в котором работает
автор опыта,
адрес с индексом
Должность с указанием
преподаваемого предмета
или выполняемого
функционала
Стаж работы
в должности
Иванова Ирина Анатольевна
МОУ «Гимназия №57» 640000 г.Курган ул.К.Маркса, 52
Учитель биологии
21 год

II. Сущностные характеристики опыта*
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
Информационные технологии как инструмент формирования ключевых компетенций обучающихся
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
С использованием в школе компьютерных технологий для педагогов открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьников к изучаемому предмету. Использование ИКТ в процессе образовательной деятельности обусловлено задачей повышения качества обучения, большей степени доступности образования. Овладение средствами ИКТ и применение их в процессе обучения потребовало от меня специальной подготовки, большой самостоятельной работы по изучению программного обеспечения ПК. Сегодня я владею навыками работы в программах PowerPoint, Office Publischer, Office Access, Paint, на платформе Интернета Blogger. Свою методическую систему строю на основе информационных технологий.
З.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)
Анализируя ресурсы своего предмета биологии в аспекте формирования ключевых компетенций, считаю современные информационные технологии важнейшим инструментом. Информационные технологии вместе с правильно подобранными технологиями обучения создают благоприятные условия для реализации компетентностного подхода в образовании.
Решаемые задачи:
1.Информационное обеспечение преподавания биологии.
2.Применение обучающих и тренажерных систем.
3.Внедрение технологии телекоммуникационных проектов.
4.Обеспечение участия обучающихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах, конференциях.
5.Организация научно-исследовательской деятельности на основе информационных технологий.
6.Взаимосвязь учебной и внеклассной деятельности учащихся, тесные межпредметные связи.
3. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
Создание с помощью информационных технологий образовательной среды, способствующей творческой самореализации обучающихся.
Риски: при активном внедрении компьютерных технологий в образовательный процесс следует помнить о здоровье сберегающих факторах.

4. Результат изменений
Год
Уровень
Название
конкурса
ФИО
обучающегося
Результат
выступления
2007-2008
федеральный
Российский заочный конкурс «Познание и
творчество» («Экология (9-11 кл.)», 2 тур)
Бугуева Галина
лауреат
2007-2008
Международ
ный
Конкурс научных докладов I
международного экологического конгресса
 ELPIT - 2007
Сакулин Н.
2 место
2007-2008
Международ
ный
Телекоммуникационный  проект:
 "Doors to Diplomacy” – «Двери в дипломатию»,
 сайт "Water in Russia” 
Бугуева Г., Чолахян А., Филлимонова Т., Медведева М., и др.
Сертификат участника
2008-2009
федеральный
Российский национальный конкурс
водных проектов старшеклассников
Бугуева Г.
участник
2008-2009
региональный
Областной фотоконкурс
 «Живая природа глазами детей Зауралья»
Марфицына М.
лауреат
Расширение содержания предмета, осуществление межпредметных связей, формирование навыков исследовательской деятельности, т.е. возможность комбинирования инновационных оргформ с традиционными.
Увеличение качества обучения по биологии до 4, 42 баллов.
Увеличение количество творческих, проектных, научно-исследовательских работ до 63%.До 88% увеличилось число обучающихся с высоким уровнем мотивации к обучению биологии.
5. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
Форма публикации
Выходные данные
публикации
Статья «Организация научно-практической деятельности учащихся»
Перспективы развития химико-биологического
образования в Курганской области.
Материалы областных заочных педагогических
чтений. ИПКиПРО.2009
Статья «Анализ и создание медиатекстов в ресурсах сети Интернет»
«Медиа – школе» методическое пособие.
МУ «Курганский городской инновационно-
методический центр, 2010
Статья «Диалог с автором»
Интернет – конференция «Перспективы развития
 научно-исследовательской деятельности учащихся». Курганский ИМЦ и МОУ «Гимназия №57», 2010
Статья «Система воспитательной работы в профильном медицинском классе»
Из опыта работы участников городского конкурса
профессионального мастерства «Классный
 руководитель года» Методическое пособие.
Курганский ИМЦ, 2004
Статья «Телекоммуникационная деятельность в образовательном учреждении»
Педагогическое Зауралье. Научно-практический
журнал. Приложение. 2010
Статья «Обзор образовательных ресурсов Интернет МОУ «Гимназия №57» города Кургана
http://kafedraest57.blogspot.com/ Блог кафедры
предметов естественно-научного цикла
гимназии №57
Личный блог учителя «Уроки естествознания» http://dinastya2010.blogspot.com/
* Общий объем описания сущностных характеристик (пп. 1-6) - до 1800 зн.

III. Педагогическое эссе**
В современном образовании акцент ставится на формирование ключевых компетенций обучающихся (учебно-познавательных, информационно-коммуникативных, социально-трудовых, компетенций личностного самосовершенствования, ценностно-смысловых, по классификации А.В.Хуторского). Сегодня учитель и ученики проходят общий путь становления информационно-коммуникативных компетенций, связанный с процессом активного внедрения в учебный процесс компьютерных средств обучения, телекоммуникационной деятельности. Современные информационные технологии позволяют мне по-новому выстроить свою методическую систему, рассматривая их как важнейший инструмент формирования ключевых компетенций обучающихся, и, что не менее важно – ключевых компетенций учителя, предоставляют большие возможности в развитии творчества, как учителя, так и учащихся.


















На протяжении трех лет гимназия является муниципальной экспериментальной площадкой по теме «Телекоммуникационная деятельность в образовательном учреждении». Свою методическую систему выстраиваю, максимально учитывая специфику своего предмета и направления данного эксперимента, руководителем которого являюсь. Остановлюсь несколько подробнее на компонентах методической системы.
Мультимедиа технологии. Систематическое использование на уроках мультимедийного проектора и ноутбука позволило отказаться практически от всех ТСО старого типа, поднять наглядность на более высокий уровень (использование звука, динамические модели, видео). А применение конспектов уроков в виде презентаций, созданных в программе Power Point, увеличивает информационную насыщенность урока диаграммами, графиками, схемами, иллюстрациями, заданиями для учащихся, инструкциями к лабораторным работам и др.
Программное обеспечение. Первый шаг, который делает учитель, обращаясь к информационным технологиям, состоит в изучении педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков. К сожалению, еще не встречалось ни одного мультимедийного учебного пособия по биологии, который удовлетворял бы всем программным требованиям курсов и был удобен в использовании. В работе использую диски «Репетитор. 1С. Анатомия», «Практикум по биологии».
Научно-исследовательская деятельность обучающихся, цифровая лаборатория «Архимед». Применение ИКТ в исследовательской деятельности позволяет увеличить ее эффективность и качество. Статистическая обработка материала, графическое отображение функций (диаграмм), графиков исследований,  измерение линейных параметров объектов исследования требуют  умения пользоваться офисными программами Microsoft Word, Excel, Photoshop, Power Point, графическими редакторами. Умение грамотно составлять мультимедийные презентации отчетов обучающимся помогает в защите самого исследования.  Поскольку наглядная развернутость материала в презентации (графики, функции, таблицы, фото) является в то же время демонстрационным тезисом исследования. Особое место в организации исследовательской деятельности в последний год приобрела цифровая лаборатория «Архимед», которую получила гимназия в рамках инновационного областного проекта «Малая академия наук». С группой учащихся 6-го класса изучаю возможности цифрового микроскопа, сделали практическую часть исследовательской работы по отряду Чешуекрылые, включающую коллекцию фотографий чешуек крыльев бабочек, слайд-шоу, видео съемку живых объектов.
Телекоммуникационные проекты. Наиболее эффективной формой внедрения телекоммуникаций в образовательный процесс стало проведение учебных образовательных телекоммуникационных проектов, построенных на активной творческой совместной деятельности учащихся одного класса, разных классов, школ, городов, стран. Вместе с коллегами осуществила два международных интернет - проекта «Виртуальная классная комната» по теме «Животные и растения наших регионов» и «Двери в дипломатию» по теме «Вода в России». В четвертой четверти этого учебного года запустила собственный телекоммуникационный проект для учащихся 6 классов в поддержку изучения темы «Классификация растений» - «Царство Флоры», адрес в сети  http://flora57.blogspot.com/.
Сайтостроение, блогостроение. Развитие телекоммуникационной деятельности способствует овладению умениями создавать собственные ресурсы в сети Интернет. Сайт, созданный учащимися в ходе проекта, это публичная презентация образовательного продукта. Для представления своего педагогического опыта создала в октябре 2010 года личный блог на платформе Blogger, который действует как полноценный интерактивный сайт http://dinastya2010.blogspot.com/
Дистанционные олимпиады, конкурсы, конференции. Олимпиада по основам наук УрФО, Интернет-конференция «Портфолио», Всероссийский конкурс «Познание и творчество», эвристические олимпиады образовательного центра «Эйдос» - это дистанционные формы внеклассной работы по биологии, которую веду постоянно.
Особо хочу отметить не вошедший в модель методической работы компонент – виртуальный личный кабинет учителя. Компьютер - хранитель информации, накопленной учителем за годы работы, и получена она с его помощью может быть в любой момент времени. По моей инициативе в локальной сети гимназии в 2010 году был создан виртуальный методический кабинет, где практически каждый учитель, в том числе и я, имеет личный кабинет. Материалы доступны членам педагогического коллектива. В сети Интернет создала блог кафедры дисциплин естественнонаучного цикла, часть методического опыта стала доступна всему педагогическому сообществу.
Анализируя ресурсы своего предмета биологии в аспекте формирования ключевых компетенций, считаю современные информационные технологии важнейшим инструментом. Информационные технологии вместе с правильно подобранными технологиями обучения создают благоприятные условия для реализации компетентностного подхода в образовании.










Комментариев нет:

Отправить комментарий