Дидактические игры на
уроках географии как форма акмеологических технологий.
Семёнова О.И., учитель географии
высшей квалификационной категории
В акмеологической школе
каждый ученик развивается как личность, при этом учитываются его индивидуальные
особенности, творческие способности. Для формирования у ребёнка духовных и
нравственных ценностей, умения социализироваться, строить отношения в
коллективе и социуме, для повышения качества образования используются
акмеологические технологии.
Основная
задача акмеологических технологий – сформировать и закрепить в самосознании
человека востребованную необходимость в самосознании, саморазвитии и
самореализации, позволяющих специальными приёмами и техниками
самоактуализировать личностное и профессиональное Я.
В
современной практике обучения географии большую популярность получили
дидактические игры как одна из форм акмеологических технологий. Использование
игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный
интерес к предмету, активизируют учебную деятельность обучающихся на уроках,
способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр
часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на
который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности
для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный
процесс. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также
удовлетворять потребность подростков в общении.
Хорошо
продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри
коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе.
В своей практике на уроках географии я использую различные ролевые игры и игры - состязания. Ролевые игры предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. В основном содержанием ролевой игры становятся реальные проблемы географической науки. Ролевая игра успешна в том случае, если обучащиеся в ходе её дискутируют, отстаивают свои взгляды. Так, для 7 класса наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры типа игр-путешествий (примеры: «Путешествие по Южной Америки», «Путешествие по Тихому океану», «Будущее Антарктиды»). В 8-10 классах ролевые игры постепенно изменяются, в них используются более сложные ситуации (пресс-конференции, уроки-ярмарки, «круглые столы»).
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах занятия различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при формировании знаний и умений, выработке навыков, проверке результатов обучения.
В своей практике на уроках географии я использую различные ролевые игры и игры - состязания. Ролевые игры предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. В основном содержанием ролевой игры становятся реальные проблемы географической науки. Ролевая игра успешна в том случае, если обучащиеся в ходе её дискутируют, отстаивают свои взгляды. Так, для 7 класса наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры типа игр-путешествий (примеры: «Путешествие по Южной Америки», «Путешествие по Тихому океану», «Будущее Антарктиды»). В 8-10 классах ролевые игры постепенно изменяются, в них используются более сложные ситуации (пресс-конференции, уроки-ярмарки, «круглые столы»).
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах занятия различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при формировании знаний и умений, выработке навыков, проверке результатов обучения.
Систематическое
использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по
характеру теоретического материала является эффективным средством активизации
учебной деятельности обучающихся, положительно влияющим на повышение качества
знаний, умений и навыков обучающихся, развитие умственной деятельности.
Конечно, нельзя сказать
наверняка, что результаты обучения повысятся благодаря дидактическим играм, но
однозначно то, что они повышают интерес и мотивацию обучающихся к
общеобразовательным предметам, активизируют учебную и познавательную
деятельность обучающихся на занятиях.
Приведу примеры
дидактических игр, которые можно использовать при изучении раздела
«Экономические районы России», темы «Центральный экономический район» в 9
классе.
1) Репродуктивные задачи контролирующие внимание,
развивающие умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
А. Цифровой диктант
(правильно – 1, нет- 0):
а) В состав Центрального
экономического района входит 12 областей и 1 город федерального значения –
Москва;
б) Это территория, где
формировался русский народ.
в) Золотое кольцо России
составляет более 40 древних городов, среди них Муром, Ростов, Ярославль,
Суздаль, Владимир и др.;
г) Промышленность
центрального экономического района специализируется на несложной и
материалоемкой продукции, требующей неквалифицированного труда;
д) Главные отрасли
специализации района – машиностроения, металлургия, легкая промышленность.
е) Сельское хозяйство
специализируется на выращивании зерновых (озимая рожь, яровая пшеница),
льноводстве и молочно-мясном животноводстве.
Б. Ответь на вопросы:
1. Назовите сумму цифр
года возникновения Москвы(1147г. 1+1+4+7=13)
2. Сколько букв в
областном центре, западных воротах региона (Смоленск-8 букв)
3. Назовите соседа
Москвы 1-го порядка, знаменитого самоварами, пряниками, оружием (Тула)
4. Назовите область,
которая вошла в русскую историю как край хлебопашества и богатых помещичьих
имений - “ дворянских гнёзд” (Орловская)
5.Назовите область
откуда пошла знаменитая плясовая “камаринская”, в лесах которых Илья Муромец
победил сидевшего “ во сыром дубу” Соловья-разбойника (Брянская
2) Задания на развитие
памяти, внимания, воображения, наблюдательности:
А) Посмотрите несколько
секунд на рисунок, попробуйте его воспроизвести.
Б) Прочитайте пары слов,
попробуйте воспроизвести:
трактор - Владимир;
|
локомотивы – Коломна;
|
автобус – Ликино -
Дулево;
|
шины - Ярославль;
|
автозавод “ЗИЛ ” -
Москва;
|
вагоны – Брянск.
|
В) Не глядя на карту,
выберите правильный ответ:
1. Какая область
находится севернее Ивановская или Ярославская.
2. Какая область
находится восточнее Тульская или Рязанская.
3. Какая область
находится западнее Смоленская или Калужская.
4. Какая область
находится южнее Калужская или Тульская.
5. С какой областью
граничит Ярославская на востоке.
6. С какой областью
граничит Ивановская на юге.
7. Какая область
располагается к северо-западу от Московской.
8. Какая область
располагается к юго-востоку от Московской.
9. С какой областью
граничит Смоленская на юге.
10. Какая область
находится к востоку от Московской.
Г) Заполни пропуски в
рассказе:
Хозяйство Центрального
района ранее других территорий получило … направленность. Причем
развитие…сопровождалось упадком… хозяйства. Промышленность района раньше имела
ярко выраженную… специализацию. С конца ХIХ века началось ускоренное развитие…,
производство паровозов, вагонов, котлов на Коломенском, заводе. В годы первых
пятилеток были созданы... заводы: авиационные и автомобильные, подшипниковые,
часовые, станкостроительные, тяжелого машиностроения и др. (в Москве). Резко
взросла… промышленность: производство минеральных удобрений, синтетического
каучука, пластмасс, химических волокон, лекарственных препаратов. Особенностью промышленности
центра остается ее ориентация на производстве продукции, не требующей большой
массы… и…, высокой… работников. Район притягателен для… производств… комплекса.
“Города науки” связаны с ВПК.
3) Решение частично-поисковых задач:
А) используя опорные
слова, составь рассказ:
Центральная Россия,
русский народ, городское население, 40 древних городов, Новгород, Муром,
Ростов, Смоленск, Ярославль, Суздаль, Владимир, Иваново,, Москва,
Орехово-Зуево, советское время, центры промышленности, Железногорск, центры
науки, Дубна, Обнинск, Протвино, 420народов, недостаток рабочей силы,
возрождение малых городов, центры рекреации, перерабатывающих предприятий АПК,
юг, крупные села, север, небольшие селения, недостаток трудовых ресурсов,
фермерские хозяйства, переселенцы, 220 ВУЗов, высококвалифицированные трудовые
ресурсы.
Б) Распредели города на
группы:
Владимир, Тула, Брянск,
Москва, Иваново, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Дмитров, Тверь, Смоленск,
Новомосковск, Рязань, Муром, Мытищи, Ярославль.
(Ответ: по отраслям
промышленности, странам горизонта и др.)
4) Решение творческих задач:
Предложите проекты
возрождения сельских поселений Центрального района. Какие условия необходимы
для воплощения проектов в жизнь?
Конфуций
писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков
позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий