вторник, 18 декабря 2012 г.

Медиаобразование



«Медиаобразование как средство социального развития  личности и формирования творческих способностей обучающихся».

Учитель биологии: Широченкова А.П.,

Учитель биологии и географии Широченкова Т.П.

          С.Кейплан: “Творчество – это социальное явление, связанное с преобразованием мира; это – процесс, направленный на открытие мира и самого себя”. 

Социальный успех понимается как такая образовательно-воспитательная среда, в которой учащиеся и учителя получают возможность максимально полно реализовать имеющийся у них творческий потенциал, интеллектуальные возможности, способствующие успешной социализации ребенка и его адаптации в меняющихся социально-экономических условиях.

Проблема профессионального роста человека, его успешность являются центральной для акмеологии. 

Большинство индивидуально-личностных особенностей человека, как известно, закладываются в детском и юношеском возрасте, поэтому основополагающая роль в процессе становления творческой личности, раскрытии ее творческого потенциала принадлежит общеобразовательной школе. За порогом школы выпускники сталкиваются с рядом проблем,  поэтому мы,  учителя школ должны воспитывать творческую личность, умеющую адекватно справиться с трудностями,

Сегодня задача учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, в воспитании личности:

- способной к саморазвитию и творчеству,- обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, потребностью в новых достижениях,

- имеющей позитивное мышление, - умеющей предвидеть результаты своих действий, - обладающей активной жизненной позицией.

Творчество - это высшая форма активности и самодеятельности человека. Хотя научить творчеству нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности.

Развитие  способности к творчеству является наиболее емким качеством человека, т.к. включает в себя и умение самостоятельно познавать и обучаться, и обладать критическим мышлением, и иметь высокий уровень коммуникабельности и толерантности, и хорошие навыки экспериментальной работы, и умение грамотно ставить цели и достигать их.  

 Приоритетными направлениями нашей работы являются следующие направления:

·        создание условий для овладения учащимися культурными ценностями;

·        расширение сферы общих социально-экономических интересов учащихся;

·        формирование экологогического  мировоззрения;

·        формирование и развитие информационного  пространства социума.

 Для этого  мы вовлекаем  учащихся  во внеурочную деятельность, направляем  эту деятельность на самообучение, саморазвитие, самовоспитание, на формирование своей культуры.

 Главное мы считаем во внеурочной деятельности – «выявление и развитие творческих способностей и наклонностей».

Во внеурочной деятельности мы активно используем  медиаобразовательные технологии, направленные на процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

Особое внимание в  своей деятельности уделяем  созданию развивающей образовательной среды.



 Это - участие в телекоммуникационных проектах, конкурсах, акциях.



Мы хотели бы познакомить вас с наиболее интересными проектами, в которых приняли участие обучающиеся нашей гимназии.



Дистанционная эколого-биологическая викторина - традиционный телекоммуникационный образовательный проект, проводимый Ярославским Центром телекоммуникаций и информационных систем в образовании совместно с Ярославским государственным педагогическим университетом им. К.Д.Ушинского.

Участники викторины, активно использовали Интернет ресурсы  для поиска ответов – фото животных, аудиозаписи голосов птиц, лягушек,  создавали визитную Интернет карточку своего клуба, знакомились с визитными карточками и проектами  детей из разных городов России и ближнего Зарубежья,  Кроме того любой участник имел возможность послать координатору проекта вопрос и быстро - через несколько часов получить консультацию.

Интересными для учащихся являются образовательные проекты Эковики.ру.

Благотворительный Фонд «Экология и Мир» организовали  акцию      .которую назвали «Home. Свидание с планетой». Учащиеся нашего клуба были рады принять  в ней участие. Через показ фильма, проведение уроков и участие в предложенных мероприятиях мы выработали практические шаги для восстановления нарушенного экологического баланса, которые можно начать применять в повседневной жизни – просмотр фильма и подготовка интересных вопросов по фильму, акция «Флеш-мобов». Каждый мог выбрать интересные шаги для участия в проекте.

Нашим достижением является победа  в конкурсе «Задай вопрос Яну Артюсу Бертрану».

Мы приняли участие в таких акциях: ЧАС ЗЕМЛИ, Международный климатический урок 10.10.10. (обучающиеся подготовили проект – презентацию, подборку мультипликационных фильмов и видео-роликов, был продемонстирован фильм «Д.А. Медведев об изменениях климата и климатической доктрине РФ»).

 Международный день посадки деревьев образовательной программы ENO – экологическое интернет образование.

ENO- экология в режиме реального времени. По данной программе школы всего мира изучают темы по экологии и делятся своими результатами посредством ИНТЕРНЕТА. Учащиеся выступили в роли фотокорреспондентов и журналистов, был  составлен пресс-релиз для сайта гимназии, сайта ENO, отправлена подборка фотографий. Обучающиеся могли  ознакомиться с ходом акции, посредством Интернет, проходившей на всех континентах Земли. 21 мая и 21 сентября – сроки проведения акции, 2011 год – год леса.

Для проведения акций предоставляется пакет образовательных программ – видео-фильмы, мультипликационные фильмы, экологические пособия, листовки. Мы на основе данных материалов разрабатываем сценарии внеклассных мероприятий.

Участие в различных телекоммуникационных и образовательных проектах способствуют развитию творчества: умеешь писать стихи, прозу - пиши, умеешь рисовать – рисуй.

 Главное - вырази свое мнение, свой взгляд на проблему доступным для тебя образом.

Свое творчество ребята могли проявить в  конкурсе центра защиты животных «Наука без жестокости», посвящённом проблеме использования животных в экспериментах. Конкурс проводился  в содружестве с известными международными организациями в защиту подопытных животных: Международным сообществом за гуманное образование ИнтерНИЧ, «Врачи против экспериментов на животных (Германия)» – DAAE.

По заранее поданной заявке или на сайте можно было скачать фильм за  «Гуманное образование в странах СНГ» о проблеме подопытных животных,  получить информационные материалы, плакаты,  информационные бюллетени,  а учащимся необходимо было   написать сочинения на заданную тему, либо нарисовать тематический рисунок.

Обучающиеся нашей гимназии с 7-11 класс приняли активное участие в данном образовательном проекте: отправлены сочинения, рисунки,  ребята получили благодарственные письма, а также диплом победителя конкурса в номинации РИСУНОК.

Вот уже более 17 лет образовательная программа IFAW НЕДЕЛЯ   В ЗАЩИТУ ЖИВОТНЫХ обеспечивает молодежь во всем мире знаниями и навыками, необходимыми для защиты животных и окружающей среды. Проекты  IFAW осуществляются в 40 странах.

Образовательная программа IFAW

«Учимся помогать животным» является крупнейшей в мире образовательной инициативой в сфере экологии.



Обучающиеся нашей гимназии принимали участие в программах  «В полосатый рейд, друзья тигра!», «Россия – родина слонов», в настоящее время  мы участвуем в программе  - «Живой символ Арктики – белый медведь».

Учимся вместе с программой Intel® «Образование для будущего». Участвуйте в увлекательных заданиях о белых медведях и получайте

новые навыки, которые пригодятся в будущем ( сайты www.letopisi.ru и http://www.nachalka.com.)

Образовательные программы представлены комплектом материалов, текстами для чтения, видеофильмами, экологическими расследованиями, творческими конкурсами, раскрасками для самых маленьких, играми.

Информационные материалы стали хорошим началом для бесед и дискуссий по вопросам экологии и охраны окружающей среды.

На основе материалов обучающейся программы ребята сами  готовят презентации, клипы, сценарии проведения  экологических мероприятий.

Программы позволяют получить базовые знаний о том или ином виде животного и среде его обитания, ребята принимают активное участие в общественных акциях – сборе подписей в защиту животных, творческих конкурсах, играх.

Члены кружка собрали больше 500 подписей в защиту животных, принимают   активное участие в творческом конкурсе – работы  обучающихся были представлены в Государственном Дарвиновском музее г. Москвы.

Наиболее запоминающимися мероприятиями в 2010-2012 году в рамках экологического воспитания стали:

1.     Всемирный день мониторинга Воды – 18 сентября – здесь ребята могли проявить свои навыки учебных исследований работы с датчиками цифровой лаборатории.

2.     Всероссийский  урок Чистой воды под эгидой 2011-2015 гг «Вода для жизни» В рамках программы Единая Россия. Показ фильма и организация дискуссии по проблемам сохранения водных ресурсов.

3.     День Земли в апреле: это и участие в Интернет Викторине, беседы «Чернобыль – это не должно повториться», «Красная книга РФ»,  школьная выставка  рисунков «Я люблю планету!», «Наш дом-Земля!»

4.      Участие в Международном  сетевом проекте «Наше Альтернативное будущее 2030» обучающейся программы INTEL. Проект позволил ребятам выступить в роли журналистов, фотокорреспондентов, написать письмо-обращение президенту. Особенно это было интересно обучающимся гуманитарного класса.

5.     Всемирный день охраны окружающей среды 2012.

Так,  Московкина Лера и Щербак Екатерина, 8 класс решили привлечь внимание к проблеме дельфинов – разработали проект в защиту дельфинов и подготовили видео-ролик поддержку умирающих млекопитающих! 
А Сучилов Михаил, обучающийся 10ф  подготовил проект – анимацию «НАШ мир-оплот!»
Осознание важности этой проблемы, желание внести свой вклад в её решение, пусть даже на уровне мечты, фантастики, определили участие ребят разного возраста в конкурсе "Здоровье планеты? В наших руках!".
Группа компаний “Экобезопасность”  объявила  конкурс среди школьников на самые интересные творческие работы, посвященные защите окружающей среды.  Ребята нашей гимназии с 5-10 класс
приняли активное участие в конкурсе. Отправлено на конкурс      20 работ       по разным номинациям: Экологический плакат (рисунок от руки), экологический хэнд-мей.
Цель следующего конкурса - сделать экологическое образование и воспитание молодежи с помощью Internet и компьютерных технологий увлекательным творческим процессом.  Создание позитивного контента в сети Internet.
Номинациями  конкурса «Экология Планеты» являются   компьютерная графика и компьютерная анимация.
Темы конкурсных работ «Экология Планеты» «Земля - мой дом»,  «Сказки моего народа», «Здравствуй, Вселенная!»  остаются неизменными.
Количество участников с каждым годом растет в геометрической прогрессии: в 2011 году было прислано более 1000 проектов.
Обучающиеся нашей гимназии уже отправили на конкурс (это обучающиеся с 5-10 класс)  10  своих работ в разных номинациях – компьютерная графика и компьютерная анимация, мультипликация (Мультфильм Кокина Даниила (экологическая сказка)).
В рамках общероссийских  дней защиты от экологической опасности обучающиеся нашей гимназии приняли участие в экологическом фестивале «Зеленый мир 2012».
Наша гимназия отправила на конкурс самое большое количество творческих работ – стихи, прозу, экологический рэп, сказки об экологических проблемах Курганской области.
Кудрин Витя и Гилевич Виталий сочинили экологический рэп и стали победителями в номинации  «Поколение Next».
Емельянова Ольга – 3 место в номинации проза (сказка о р. Тобол).
Перед общеобразовательной школой поставлена задача обучения и воспитания учащихся, подготовка обучающихся к успешной социализации, осознанному выбору профессии. При этом не следует забывать о необходимости сохранения и укрепления здоровья наших воспитанников.
В рамках  этих задач мы изучаем вопросы здорового образа жизни, а также начат выпуск бюллетеней «Будь здоров!», подготовка презентаций, ведется подборка видео фильмов по здоровому образу жизни, профилактике ПАВ.
ННеравнодушными остались и ребята ко II городскому конкурсу творческих работ  по  профилактике употребления психоактивных веществ  среди детей и молодежи «Я хочу жить здорово!» в 2012 г. на конкурс были отправлены плакаты, коллажи и видеоролик.


В.А. Сухомлинский стремился, чтобы ребенок увидел красоту природы, которая становится еще красивей оттого, что к ней обратил свою заботу он, ребенок. Важно вести обучающий процесс так, чтобы ребенок не только видел окружающий мир таким, каков он есть, но и стремился делать его лучше.  В рамках этих задач учащимися гимназии были проведены акции «Помоги птицам!». Активными участниками которой,   стали учащиеся  6-7 классов.   Ребята изучили изготовление кормушек,   сделали их своими руками , заготовляли корм для птиц, в холодный зимний период осуществляли подкормку птиц .

Запоминающейся стала и акция, проходившая в рамках  детского экологического движения «Зеленая планета!» «С любовь к России мы делами добрыми едины!». Заложена аллея к 65 летию Победы в Вов. Высажено более 200 видов кустарников и деревьев, составлен проект озеленения пришкольного участка.  Обучающиеся кружка подготовили пресс-релиз данной акции, осветили его на сайте экологического движения «Зеленая планета».

В заключении хотелось бы отметить, что участие в образовательных проектах, акциях, конкурсах являются средством активизации познавательной активности школьников и способствуют развитию творческих способностей, информационно-коммуникативных компетенций  и являются  эффективным инструментом экологического образования, формирования нравственных ценностей.

Медиаобразование в школьном курсе призвано выполнять уникальные функции подготовки школьников к жизни в информационном пространстве, а также способствовать развитию навыков восприятия информации,  более компетентно и свободно обращаться с информационными потоками. И вместе с этим медиаобразование влияет на главный непрерывный процесс – социализацию.

Г.Песталоцци:  «Мои ученики - будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами.   Моя главная задача помочь им раскрыться, развить собственные идеи».



Мы считаем, что  наши выпускники будут коммуникабельными, креативными, самостоятельно мыслящими личностями, стремящимися к успеху и умеющими самостоятельно строить индивидуальную траекторию развития.



Ссылки:


























Комментариев нет:

Отправить комментарий