Поликультурное образование в процессе изучения географии
Семёнова Ольга Ивановна,
учитель географии высшей
категории
МБОУ «Гимназия №32»
Поликультурное образование
рассматривается как неотъемлемая составляющая национального воспитания. Нравственная
цель поликультурного образования состоит в том, чтобы изменить толерантно жизнь
учащихся, и помочь воспитать граждан, которые смогут мирно жить и продуктивно
работать в обществе, которое становится все более динамичным и сложным. Поликультурное
образование должно способствовать улучшению взаимопонимания между учениками и
учителями, построению диалога различных культур и лучшему пониманию своей
собственной самобытности на основе общечеловеческих ценностей.
Уроки
географии, как и внеурочная деятельность, дают широкий круг возможностей для
активного поликультурного образования школьников. Предмет "География"
представляет определенную систему знаний, ценностей и способов деятельности,
обеспечивает развитие понимания, и принятие учащимися другой культуры.
Носителями культуры являются коллективы людей (этносы). Каждый имеет свои
традиции, быт, религию, язык.
Уроки
географии предполагают изучение учащимися национально-регионального и
страноведческого содержания образования, построены на основе единства
общечеловеческих и этнокультурных ценностей.
Практически
на всех уроках курса географии в 10-11 классах можно формировать и развивать
навыки поликультурного общения и толерантность. Причём как эпизодически, среди
выполнения других целей и задач, так и
на протяжении всего урока или внеклассного мероприятия.
При изучении темы «Этническая и языковая мозаика» в 10
классе ребята готовят проекты «Традиции и культура народов мира». Обычно
учащиеся получают опережающие задания и ведут самостоятельный поиск материалов,
создают презентации с красочными
фотографиями, картинками и интересными фактами. Изучая тему «География религий» на уроках в 10
классе, мы проводим конференцию «Мировые религии».
В 11 классе, когда начинаем проходить
раздел «Регионы и страны» ученики работают в микрогруппах над проектами «Страны
Латинской Америки», «Страны Европы», «Страны Азии», «Страны Африки». Изучают этническое разнообразие, религию
народов, особенности культуры и многое другое.
Поликультурное образование учащихся возможно так же и в 9
классе при изучении темы «Население России». Изучаем обряды и обычаи разных
народов России. Урок ролевая игра: Русская ярмарка. Это урок посвящается
знакомству и изучению народных промыслов России, так как понимание природы,
истории, традиций страны наиболее полно раскрывается через знакомство с
народными промыслами.
Для современного человека, связан он профессионально с
туризмом или нет, важны не только знания географии как таковой - особенности
природы, но и культуры стран мира (особенности верований, традиций). Например, на культуру и менталитет
японцев большое влияние оказало изолированное территориальное
положение страны, географические и климатические особенности, а также особые
природные явления (частые землетрясения и тайфуны), что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию. Умение
восхищаться сиюминутной красотой природы, как особенность национального
характера японца, нашло выражение во многих видах искусств Японии.
Во внеурочной деятельности поликультурное образование
можно развивать в процессе организации исследовательской деятельности учащихся.
Приведу несколько примеров:
Ученица Синицына Екатерина написала две
научно-исследовательские работы по туризму: «Отдых в Крыму: перспективы
развития услуг туристических фирм г. Кургана» и «Образ города Сочи и его
изменение в преддверии олимпиады 2014 года». Кобелькова Дарья ученица 9 класса
участвовала в конкурсе «Развитие внутреннего туризма Курганской области» среди учащихся и
студентов, организатор конкурса Курганский филиал ОУП ВПО «АТиСО», со своей
исследовательской работой «Экологический туризм Курганской области». Сейчас
пишет научно-исследовательскую работу Галактионова Аня ученица 8 класса,
изучает маршрут следования П. С. Палласа по территории
современной Курганской области. Понимание поликультурного образования начинается с осознания
разнообразия окружающего мира, того, что страна, в которой ты живешь, и весь
мир населенные представителями различных этнических и культурных групп.
Таким
образом, поликультура – это все
ценности человечества, которые необходимо изучать, знать и применять на
практике.
Используемые
источники:
Интернет-ресурсы:
Комментариев нет:
Отправить комментарий