ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Широченкова Антонина Павловна, учитель биологии,
Широченкова Татьяна Петровна, учитель географии и
биологии
МБОУ «Гимназия №32» города Кургана
Миссия
нашей Гимназии
– воспитание культурного высокообразованного гражданина, ответственного за
будущее своей страны. С миссией Гимназии неразрывно связана и модель выпускника. Это целостная
личность с ее духовностью, универсальностью, творческим началом.
Одной
из задач программы поликультурного образования «Гимназии №32» является
внедрение педагогических технологий, в том числе телекоммуникационных,
формирующих установку на диалоговое общение в глобальном мировом информационном
пространстве, сотрудничество и сотворчество как главного условия реализации
модели школы поликультурного образования.
Социальный
заказ общества – это творческая личность, активно участвующая в происходящих в стране
социокультурных, экономических и политических преобразованиях.
Это
предопределяет необходимость
разработки принципиально новых теоретических и методических подходов к
реализации воспитательно-образовательного процесса, способствующих
формированию, последующему развитию и совершенствованию творческих способностей
учащихся.
Широкие
возможности в этой области, по нашему мнению, имеет внедрение в школьную
практику медиаобразования, использование которого не только приводит к
модификации существующих методов и приемов реализации
воспитательно-образовательного процесса, но и способствует усилению творческого
характера деятельности, осуществляемой при этом учащимися и учителями.
Наша
гимназия вовлекает учащихся во внеурочную деятельность, направляет эту
деятельность на самообучение, саморазвитие, самовоспитание, на формирование
своей культуры, творческих способностей и ключевых компетенций. Особое внимание
в своей деятельности мы уделяем созданию развивающей образовательной среды. А
также межрегиональному и международному сотрудничеству в сфере экологического образования и просвещения
через участие в телекоммуникационных образовательных проектах, конкурсах,
акциях экологической направленности.
Мы хотели бы познакомить вас с
наиболее интересными экологическими телекоммуникационными проектами, в которых
приняли участие обучающиеся нашей гимназии.
Дистанционная эколого-биологическая
викторина - традиционный телекоммуникационный образовательный проект,
проводимый Ярославским Центром телекоммуникаций и информационных систем в
образовании совместно с Ярославским государственным педагогическим университетом
им. К.Д.Ушинского. Участники викторины, активно использовали Интернет ресурсы для
поиска ответов – фото животных, аудиозаписи голосов птиц, лягушек, создавали
визитную Интернет карточку своего клуба, знакомились с визитными карточками и
проектами детей из разных городов России и ближнего Зарубежья, Кроме того любой
участник имел возможность послать координатору проекта вопрос и быстро - через
несколько часов получить консультацию.
Интересными для учащихся являются
образовательные проекты Эковики.ру.
Благотворительный Фонд «Экология и Мир» в 2010 году организовали
акцию, которую назвали «Home.
Свидание с планетой». Учащиеся нашего экологического клуба «Ирис» были рады
принять в ней участие. Через показ фильма, проведение уроков и участие в
предложенных мероприятиях мы выработали практические шаги для восстановления
нарушенного экологического баланса, которые можно начать применять в
повседневной жизни – просмотр фильма и подготовка интересных вопросов по
фильму, акция «Флеш-мобов». Каждый мог выбрать интересные шаги для участия в
проекте. Нашим достижением является победа в конкурсе «Задай вопрос Яну Артюсу
Бертрану».
Мы приняли участие в таких акциях: «ЧАС
ЗЕМЛИ», «Международный климатический урок 10.10.10.» (обучающиеся подготовили
проект – презентацию, подборку мультипликационных фильмов и видео-роликов, был
продемонстирован фильм «Д.А. Медведев об изменениях климата и климатической
доктрине РФ»).
Международный день посадки деревьев
образовательной программы ENO
– экологическое интернет образование. ENO- экология в режиме реального времени. По данной
программе школы всего мира изучают темы по экологии и делятся своими
результатами посредством ИНТЕРНЕТА. Учащиеся выступили в роли
фотокорреспондентов и журналистов, был составлен пресс-релиз для сайта гимназии,
сайта ENO,
отправлена подборка фотографий. Обучающиеся могли ознакомиться с ходом акции,
посредством Интернет, проходившей на всех континентах Земли. 21 мая и 21
сентября – сроки проведения акции. Для проведения акций предоставляется пакет
образовательных программ – видео-фильмы, мультипликационные фильмы,
экологические пособия, листовки. Мы на основе данных материалов разрабатываем
сценарии внеклассных мероприятий.
Участие
в различных телекоммуникационных и образовательных проектах способствуют развитию
творчества: умеешь писать стихи, прозу - пиши, умеешь рисовать – рисуй. Главное
- вырази свое мнение, свой взгляд на проблему доступным для тебя образом.
Свое
творчество ребята могли проявить в конкурсе центра защиты животных «Наука без
жестокости», посвящённом проблеме использования животных в
экспериментах. Конкурс проводился в содружестве с известными международными
организациями в защиту подопытных животных. По заранее поданной заявке или на
сайте можно было скачать фильм за «Гуманное
образование в странах СНГ» о проблеме подопытных животных, получить
информационные материалы, плакаты, информационные бюллетени, а учащимся
необходимо было написать сочинения на
заданную тему, либо нарисовать тематический рисунок. Обучающиеся нашей гимназии
с 7-11 класс приняли активное участие в данном образовательном проекте:
отправлены сочинения, рисунки, ребята получили благодарственные письма, а также
диплом победителя конкурса в номинации РИСУНОК.
Вот уже более 17 лет образовательная
программа IFAW
НЕДЕЛЯ В ЗАЩИТУ ЖИВОТНЫХ (http://www.ifaw.org/russia/
) обеспечивает молодежь во всем мире знаниями и навыками, необходимыми для
защиты животных и окружающей среды. Проекты IFAW
осуществляются в 40 странах. «Учимся помогать животным» является крупнейшей в
мире образовательной инициативой в сфере экологии. Обучающиеся гимназии
принимали участие в программах «В полосатый рейд, друзья тигра!», «Россия –
родина слонов», «Живой символ Арктики – белый медведь». Все годы подряд наши
ребята становились финалистами творческого конкурса рисунка, их работы
выставлялись в Государственном Дарвиновском музее г. Москвы. Информационные
материалы образовательной программы стали хорошим началом для бесед и дискуссий
по вопросам экологии и охраны окружающей среды. На основе материалов обучающей программы
ребята сами готовят презентации, клипы, сценарии проведения экологических
мероприятий.
Программы позволяют получить
базовые знания о том или ином виде животного и среде его обитания, ребята
принимают активное участие в общественных акциях – сборе подписей в защиту
животных, творческих конкурсах, играх. Члены кружка собрали больше 500 подписей
в защиту животных.
Наиболее
запоминающимися телекоммуникационными проектами в 2010-2013 голу стали:
Международный сетевой
проект «Наше Альтернативное будущее 2030» обучающей программы INTEL. Проект позволил ребятам изучить проблемы глобального изменения
климата, использование альтернативных источников энергии, выступить в роли
журналистов - написать письмо-обращение президенту РФ « Энергосбережение в РФ».
Телекоммуникационный
проект «Всемирный день охраны окружающей среды 2012». Ребята всего мира
создавали экологические проекты- видеоролики, мини-фильмы, презентации,
поделки, плакаты по теме «Зеленая экономика».
Московкина Лера и Щербак Екатерина решили привлечь внимание к проблеме
дельфинов – разработали проект в защиту дельфинов и подготовили видео-ролик в
поддержку млекопитающих! А Сучилов
Михаил, обучающийся 10ф подготовил видеоролик «НАШ мир-оплот!».
Цель конкурса «Экология планеты
2012» - сделать экологическое образование и воспитание молодежи с помощью
Internet и компьютерных технологий увлекательным творческим процессом. Создание
позитивного контента в сети Internet. Номинациями конкурса «Экология Планеты»
являются компьютерная графика и
компьютерная анимация. Темы конкурсных
работ «Экология Планеты», «Земля - мой дом», «Сказки моего народа»,
«Здравствуй, Вселенная!» остаются неизменными. Количество участников с каждым
годом растет в геометрической прогрессии: в 2011-2012 году было прислано более
1000 проектов. Обучающиеся нашей
гимназии отправили на конкурс 10 своих работ в разных номинациях – компьютерная
графика и компьютерная анимация. Мультфильм Кокина Даниила,5б класс (Экологическая
сказка «Как Иван Царевич природу защищал!»)) также был представлен в номинации
« Сказки моего народа».
Центр защиты прав животных
«Вита» в 2013 г приглашал всех желающих принять участие в уникальном конкурсе
«Вам весело? А им — нет!», посвящённом проблеме использования животных в
цирках. Конкурс проводился в содружестве с международными организациями по
защите животных. Условие проведения конкурса включало показ учащимся 7-11
классов видеофильма "Цирк: иллюзия любви" о проблеме использования
животных в цирках, раздачу информационных материалов и выражение учащимися
своего отношения к проблеме посредством рисунка или сочинения на заданную тему,
а также флэш-ролика. Толстоногова Ирина, 11м класс стала победителем конкурса в
Номинации «Сочинение - 30 Дипломов и Поощрительных призов». «Я - человек. Надеюсь, что думающий,
надеюсь, что видящий, надеюсь, что помнящий» – так назвала свое
сочинение-рассуждение о проблеме использования животных в цирке Ирина.
Телекоммуникационные проекты
предоставляют возможность не только передавать ученикам сумму тех или иных
знаний, но и научить приобретать эти знания самостоятельно с помощью огромных
возможностей глобальной компьютерной сети Интернет. Вместе с тем - пользоваться
приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач,
а так же - осознать культурные различия и воспитывать чувство принадлежности к
единой мировой общности.
В заключении
хотелось бы отметить, что участие в телекоммуникационных образовательных проектах, акциях, конкурсах являются
средством активизации познавательной активности школьников и способствуют развитию творческих способностей,
информационно-коммуникативных компетенций, являются эффективным инструментом
экологического образования, активной жизненной позиции, морального
самосознания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий