воскресенье, 26 января 2014 г.

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ



ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

УЧАЩИХСЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
Широченкова Антонина Павловна, учитель биологии,

Широченкова Татьяна Петровна, учитель географии и биологии

МБОУ «Гимназия №32» города Кургана

Миссия нашей Гимназии – воспитание культурного высокообразованного гражданина, ответственного за будущее своей страны. С миссией Гимназии неразрывно связана и модель выпускника. Это целостная личность с ее духовностью, универсальностью, творческим началом.

Одной из задач программы поликультурного образования «Гимназии №32» является внедрение педагогических технологий, в том числе телекоммуникационных, формирующих установку на диалоговое общение в глобальном мировом информационном пространстве, сотрудничество и сотворчество как главного условия реализации модели школы поликультурного образования.
Социальный заказ общества – это творческая личность, активно участвующая в происходящих в стране социокультурных, экономических и политических преобразованиях.

Это предопределяет необходимость разработки принципиально новых теоретических и методических подходов к реализации воспитательно-образовательного процесса, способствующих формированию, последующему развитию и совершенствованию творческих способностей учащихся.

Широкие возможности в этой области, по нашему мнению, имеет внедрение в школьную практику медиаобразования, использование которого не только приводит к модификации существующих методов и приемов реализации воспитательно-образовательного процесса, но и способствует усилению творческого характера деятельности, осуществляемой при этом учащимися и учителями.

Наша гимназия вовлекает учащихся во внеурочную деятельность, направляет эту деятельность на самообучение, саморазвитие, самовоспитание, на формирование своей культуры, творческих способностей и ключевых компетенций. Особое внимание в своей деятельности мы уделяем созданию развивающей образовательной среды. А также межрегиональному и международному сотрудничеству в сфере экологического образования и просвещения через участие в телекоммуникационных образовательных проектах, конкурсах, акциях экологической направленности.

Мы хотели бы познакомить вас с наиболее интересными экологическими телекоммуникационными проектами, в которых приняли участие обучающиеся нашей гимназии.

Дистанционная эколого-биологическая викторина - традиционный телекоммуникационный образовательный проект, проводимый Ярославским Центром телекоммуникаций и информационных систем в образовании совместно с Ярославским государственным педагогическим университетом им. К.Д.Ушинского. Участники викторины, активно использовали Интернет ресурсы для поиска ответов – фото животных, аудиозаписи голосов птиц, лягушек, создавали визитную Интернет карточку своего клуба, знакомились с визитными карточками и проектами детей из разных городов России и ближнего Зарубежья, Кроме того любой участник имел возможность послать координатору проекта вопрос и быстро - через несколько часов получить консультацию.

Интересными для учащихся являются образовательные проекты Эковики.ру.

Благотворительный Фонд «Экология и Мир» в 2010 году организовали акцию, которую назвали «Home. Свидание с планетой». Учащиеся нашего экологического клуба «Ирис» были рады принять в ней участие. Через показ фильма, проведение уроков и участие в предложенных мероприятиях мы выработали практические шаги для восстановления нарушенного экологического баланса, которые можно начать применять в повседневной жизни – просмотр фильма и подготовка интересных вопросов по фильму, акция «Флеш-мобов». Каждый мог выбрать интересные шаги для участия в проекте. Нашим достижением является победа в конкурсе «Задай вопрос Яну Артюсу Бертрану».

Мы приняли участие в таких акциях: «ЧАС ЗЕМЛИ», «Международный климатический урок 10.10.10.» (обучающиеся подготовили проект – презентацию, подборку мультипликационных фильмов и видео-роликов, был продемонстирован фильм «Д.А. Медведев об изменениях климата и климатической доктрине РФ»).

 Международный день посадки деревьев образовательной программы ENO – экологическое интернет образование. ENO- экология в режиме реального времени. По данной программе школы всего мира изучают темы по экологии и делятся своими результатами посредством ИНТЕРНЕТА. Учащиеся выступили в роли фотокорреспондентов и журналистов, был составлен пресс-релиз для сайта гимназии, сайта ENO, отправлена подборка фотографий. Обучающиеся могли ознакомиться с ходом акции, посредством Интернет, проходившей на всех континентах Земли. 21 мая и 21 сентября – сроки проведения акции. Для проведения акций предоставляется пакет образовательных программ – видео-фильмы, мультипликационные фильмы, экологические пособия, листовки. Мы на основе данных материалов разрабатываем сценарии внеклассных мероприятий.

Участие в различных телекоммуникационных и образовательных проектах способствуют развитию творчества: умеешь писать стихи, прозу - пиши, умеешь рисовать – рисуй. Главное - вырази свое мнение, свой взгляд на проблему доступным для тебя образом.

Свое творчество ребята могли проявить в конкурсе центра защиты животных «Наука без жестокости», посвящённом проблеме использования животных в экспериментах. Конкурс проводился в содружестве с известными международными организациями в защиту подопытных животных. По заранее поданной заявке или на сайте можно было скачать фильм за «Гуманное образование в странах СНГ»  о проблеме подопытных животных, получить информационные материалы, плакаты, информационные бюллетени, а учащимся необходимо было  написать сочинения на заданную тему, либо нарисовать тематический рисунок. Обучающиеся нашей гимназии с 7-11 класс приняли активное участие в данном образовательном проекте: отправлены сочинения, рисунки, ребята получили благодарственные письма, а также диплом победителя конкурса в номинации РИСУНОК.

Вот уже более 17 лет образовательная программа IFAW НЕДЕЛЯ  В ЗАЩИТУ ЖИВОТНЫХ (http://www.ifaw.org/russia/ ) обеспечивает молодежь во всем мире знаниями и навыками, необходимыми для защиты животных и окружающей среды. Проекты IFAW осуществляются в 40 странах. «Учимся помогать животным» является крупнейшей в мире образовательной инициативой в сфере экологии. Обучающиеся гимназии принимали участие в программах «В полосатый рейд, друзья тигра!», «Россия – родина слонов», «Живой символ Арктики – белый медведь». Все годы подряд наши ребята становились финалистами творческого конкурса рисунка, их работы выставлялись в Государственном Дарвиновском музее г. Москвы. Информационные материалы образовательной программы стали хорошим началом для бесед и дискуссий по вопросам экологии и охраны окружающей среды. На основе материалов обучающей программы ребята сами готовят презентации, клипы, сценарии проведения экологических мероприятий.

Программы позволяют получить базовые знания о том или ином виде животного и среде его обитания, ребята принимают активное участие в общественных акциях – сборе подписей в защиту животных, творческих конкурсах, играх. Члены кружка собрали больше 500 подписей в защиту животных.

Наиболее запоминающимися телекоммуникационными проектами в 2010-2013 голу стали:

Международный сетевой проект «Наше Альтернативное будущее 2030» обучающей программы INTEL. Проект позволил ребятам   изучить проблемы глобального изменения климата, использование альтернативных источников энергии, выступить в роли журналистов - написать письмо-обращение президенту РФ « Энергосбережение в РФ».

Телекоммуникационный проект «Всемирный день охраны окружающей среды 2012». Ребята всего мира создавали экологические проекты- видеоролики, мини-фильмы, презентации, поделки, плакаты по теме «Зеленая экономика».  Московкина Лера и Щербак Екатерина решили привлечь внимание к проблеме дельфинов – разработали проект в защиту дельфинов и подготовили видео-ролик в поддержку млекопитающих!  А Сучилов Михаил, обучающийся 10ф подготовил видеоролик «НАШ мир-оплот!».

Цель конкурса «Экология планеты 2012» - сделать экологическое образование и воспитание молодежи с помощью Internet и компьютерных технологий увлекательным творческим процессом. Создание позитивного контента в сети Internet. Номинациями конкурса «Экология Планеты» являются  компьютерная графика и компьютерная анимация.    Темы конкурсных работ «Экология Планеты», «Земля - мой дом», «Сказки моего народа», «Здравствуй, Вселенная!» остаются неизменными. Количество участников с каждым годом растет в геометрической прогрессии: в 2011-2012 году было прислано более 1000 проектов.  Обучающиеся нашей гимназии отправили на конкурс 10 своих работ в разных номинациях – компьютерная графика и компьютерная анимация. Мультфильм Кокина Даниила,5б класс (Экологическая сказка «Как Иван Царевич природу защищал!»)) также был представлен в номинации « Сказки моего народа».

Центр защиты прав животных «Вита» в 2013 г приглашал всех желающих принять участие в уникальном конкурсе «Вам весело? А им — нет!», посвящённом проблеме использования животных в цирках. Конкурс проводился в содружестве с международными организациями по защите животных. Условие проведения конкурса включало показ учащимся 7-11 классов видеофильма "Цирк: иллюзия любви" о проблеме использования животных в цирках, раздачу информационных материалов и выражение учащимися своего отношения к проблеме посредством рисунка или сочинения на заданную тему, а также флэш-ролика. Толстоногова Ирина, 11м класс стала победителем конкурса в Номинации «Сочинение - 30 Дипломов и Поощрительных призов». «Я - человек. Надеюсь, что думающий, надеюсь, что видящий, надеюсь, что помнящий» – так назвала свое сочинение-рассуждение о проблеме использования животных в цирке Ирина.

Телекоммуникационные проекты предоставляют возможность не только передавать ученикам сумму тех или иных знаний, но и научить приобретать эти знания самостоятельно с помощью огромных возможностей глобальной компьютерной сети Интернет. Вместе с тем - пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, а так же - осознать культурные различия и воспитывать чувство принадлежности к единой мировой общности.

В заключении хотелось бы отметить, что участие в телекоммуникационных образовательных проектах, акциях, конкурсах являются средством активизации познавательной активности школьников и  способствуют развитию творческих способностей, информационно-коммуникативных компетенций,  являются эффективным инструментом экологического образования, активной жизненной позиции, морального самосознания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий