четверг, 31 марта 2011 г.

Научно-исследовательская деятельность обучающихся

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Семенова Ольга Ивановна, учитель географии МОУ «Гимназии № 57»
Методология развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка многоаспектна. Но собственная исследовательская практика – один из самых эффективных способов. Умения и навыки исследователя, полученные в играх, на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности. Самые ценные и прочные знания, не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Национальная доктрина образования РФ в качестве одной из основных целей и задач образования выдвигает обеспечение разностороннего и своевременного развития детей, их творческих способностей. И сегодня школа должна формировать у всех учащихся не только академические знания, но прежде всего, способность трудиться, умение жить и адаптироваться в быстро меняющимся мире. Эти способности могут быть развиты только в процессе проведения практических исследований самими учащимися.
Встает вопрос о создании особого механизма по формированию условий. Мы видим суть данного механизма в системе социального партнерства, как эффективного сближения интересов различных властных структур, государственных и негосударственных организаций и учреждений.
Модель социального партнерства МОУ «Гимназии №57» кафедры естественных наук вкючает учреждения культуры, образования и здравоохранения.
Хотелось бы подробнее остановиться на социальном партнерстве с Курганским государственным университетом. Мы работаем с такими факультетами, как:
Факультет естественных наук (кафедра географии и природопользование, кафедра общей химии)
Исторический факультет
Педагогический факультет
Это перечень лучших исследовательских работ, которые были выполнены нашими учащимися в тесном сотрудничестве с КГУ:
Бентонитовые глины возможности и перспективы создания фильтра для очистки природных и сточных вод
Видимая среда как экологический фактор
Изучение доказательств существования морского бассейна на территории Курганской области
Мониторинг качества питьевой воды из источников сел Чернавское и Боровлянское Притобольного района Курганской области
Аспекты визуального восприятия окружающей среды
Исследование Алакульского могильника развитого бронзового века
Погребальный обряд эпохи бронзы (по материалам раскопок Алакульского могильника)
Методы определения марганца в воде
Изучение влияние тяжелых металлов на здоровье человека
Бенз(а)пирин – химико-экологическая проблема современности

Все исследовательские работы, которые проводятся в рамках школьного общества учащихся, заслушиваются на пленарных заседаниях секции и школьной НПК, на которой дается оценка результата работы. Те работы, которые получают наивысшую оценку, представляются на городскую НПК и параллельно принимают участие во всероссийских конкурсах.
Самое трудное, наверное, создать технологию продвижения инновационного продукта для конкретного обучающегося. Я хотела бы на примере исследовательской работы «Мониторинг качества питьевой воды из источников сел Чернавского и Боровлянсокго Притобольного района Курганской области», выполненной ученицами: Бугуевой Г., Филимоновой Т., Чолахян А., показать данную технологию в действие.
Социальными партнерами данной работы выступили: КГУ, кафедра общей химии, администрация сельского совета сел Чернавского, Боровлянского и местные жители.
Данная работа была представлена на конференции: городской НПК, студенческой конференции КГУ, всероссийских юношеских чтениях имени В.И. Вернадского в городе Москве.
Была включена в сборник исследовательских работ 15ых Всероссийских юношеских чтений имени В.И. Вернадского, город Москва 2008г. О ней писали в областной газете «Новый мир», районной газете «Притоболье», местной газете «Сельчанка». Были выпущены листовки о качестве питьевой воды для местных жителей. Особое внимание заслуживает Международный проект «Двери в дипломатию» - сайт «Вода в России».
Сложился целый круг конференций и семинаров, в которых традиционно принимают участие гимназисты:
Гимназическая НПК
Городская НПК
Студенческая НПК
Всероссийская НПК школьников «Открытие» в г. Ярославле
Всероссийские юношеские чтения им. В.И. Вернадского г. Москва
Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»
Конкурс научных докладов 1 Международного экологического конгресса ELPIT – 2007
Заседание Зауральского отдела Русского географического общества
Издательская деятельность Гимназии: школьная газета «Седьмая пятерка», диск-сборник работ
СМИ: газета «Новый мир», «Курган и Курганцы», радио «За облаками»

Социальное партнерство ведет к образованию сообщества единомышленников, которые понимают необходимость поддержки традиций отечественного образования связанных с деятельностным подходом, индивидуальным творчеством, сотрудничеством участников образовательного процесса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий