четверг, 31 марта 2011 г.

Телекоммуникационные проекты в школе

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
И.А.Иванова, заместитель директора по инновационно-методической работе,
О.А.Марфицына, учитель английского языка,
Е.С.Королева, учитель информатики

Ориентируясь на приоритеты системы образования России, Курганской области и города Кургана гимназия выстраивает собственную стратегию развития на период до 2011 года, изложенную в Программе развития «Школа творческой самореализации». Одна из системных задач, обозначенных в программе: создание единого информационного пространства гимназии.
Для ее реализации была разработана программа школьной инновационной площадки «Телекоммуникационная деятельность в образовательном учреждении».

Начинали работу в телекоммуникационных проектах четыре года назад в сотрудничестве с Центром «Эйдос», возглавляемым доктором педагогических наук А.В.Хуторским. В программе сотрудничества реализовали следующие проекты: дистанционные олимпиады для учащихся по широкому спектру предметов, дистанционные курсы для групп педагогов по темам «Ключевые компетенции в образовании», «Проектная деятельность в начальной школе», дистанционный конкурс «Учитель года», Попова Н.А. стала лауреатом этого конкурса. Проект дистанционного образования «Школьный университет ТУСУР» продолжается в течение 5 лет.
За время работы круг наших партнеров по проектам серьезно расширился. Такая работа способствует преодолению существующей закрытости и автономности в обучающих системах деятельности, выращиванию ценностей свободного информационного обмена и ценностей открытого партнерства, умения работать в зоне общих интересов и "не насилия" в совместной коллективной работе. Эти человеческие ценности, все более утверждаемые в обществе, являются на наш взгляд одним из главных достижений телекоммуникационных технологий
Все более популярными становятся дистанционные сетевые курсы и конкурсы. Это позволяет не замыкаться школьному коллективу на уровень школы или города, а выходить далеко за его рамки. Практика показывает, что с помощью Сети Интернет школьники часто и охотно занимаются самообразованием, общаются со своими сверстниками, находят общие интересы.
Поскольку творчество есть деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью и оригинальностью, то представление разработанной учащимся темы посредством информационных технологий всегда носит характер творческой деятельности. Это проявляется в поиске новых дизайнерских и технических решений. Современные средства информационных технологий позволяют ученику самому воплотить свои фантазии в "электронном виде" и проверить конкурентоспособность своего изделия, популярность своих идей. Для того чтобы создать по-настоящему интересный и оригинальный ресурс, ученик должен прежде всего пропустить через себя всю информацию, почувствовать особенности психологии ее потребителя, определить новизну и осознать практическую значимость ресурса. Все это относится к формированию ключевых компетенций ученика, его умению ориентироваться в практической жизни. Опыт гимназии по теме «Информационно-коммуникативные технологии в управлении» представлен на областном совещании руководителей образования (март 2008).
Необходимым условием внедрения ИКТ в учебный процесс является наличие у школьников компьютерной грамотности, а также умений и навыков владения ИКТ – одной из базовых компетентностей учащихся. Традиционно в общеобразовательной российской школе упор делается на развитие умения программирования на уроках информатики. В результате большинство учащихся получают знания и умения, которые могут мало потребоваться им в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. Поэтому необходимо уделить внимание становлению учащихся как пользователей, формированию у них информационной и телекоммуникационной культуры. Для решения этой проблемы предлагается выполнение учебных телекоммуникационных проектов в школе в рамках любого предмета. В процессе выполнения таких проектов учащиеся будут приобретать необходимые для современного человека знания, умения и навыки в области информационных технологий.
Компьютерные телекоммуникации считаются сейчас не только самым новым, но и самым перспективным видом телекоммуникаций. Они обладают рядом неоспоримых преимуществ по сравнению с традиционными средствами общения и передачи информации.
Наиболее эффективной формой внедрения телекоммуникаций в образовательный процесс стало проведение учебных образовательных телекоммуникационных проектов, построенных на активной творческой совместной деятельности учащихся одного класса, разных классов, школ, городов, стран. За прошлый учебный год осуществлены два международных интернет - проекта «Виртуальная классная комната» и «Двери в дипломатию».
Телекоммуникационный проект «Виртуальная классная комната»
(Global Virtual Classroom)
В условиях полилингвального и поликультурного образования изучение иноязычной и собственной культур становится основой современной концепции обучения иностранным языкам. В настоящее время актуальность приобретает межкультурная коммуникация в сфере повседневного общения - знание моделей общения, культурных стереотипов, ценностных ориентиров, образов и символов культуры.
Использование новых информационных технологий помогают формировать основы вышеуказанной компетенции у школьников. Новые информационные технологии позволяют создавать аутентичную языковую среду и открывают новые возможности для межкультурного общения. Это позволяет учащимся увидеть практическую пользу изучения иностранного языка.
Системное и целенаправленное использование метода телекоммуникационных проектов в учебном процессе является тем средством, которое обеспечивает наиболее эффективное иноязычное общение на межкультурном уровне в пределах школьной программы. Телекоммуникационный проект «Виртуальная классная комната»(Global Virtual Classroom) – это свободная образовательная программа для школьников всего мира в возрасте от 8 до 18 лет. Цель проекта – содействовать международным культурным связям, использованию технологий Internet среди сегодняшних студентов – завтрашних лидеров. В конкурсе могут принимать участие команды со всего мира, в каждой команде по 3 школы из разных стран.
Команды-участники должны в течение пяти месяцев (с сентября по февраль) создать совместный web -сайт, используя WWW-сервер. Тему сайта выбирают и обсуждают сами участники, используя электронную почту, Internet- видеоконференции и другие средства. Вся работа и переписка идет на английском языке.
Первый этап – знакомство (self introduction). Обучающиеся знакомятся со своими виртуальными одноклассниками, с которыми они будут сотрудничать, чтобы узнать друг друга лучше. Посылают сообщения по электронной почте, свои фотографии, рассказывают о себе, о своих увлечениях.
Второй этап – обсуждение проекта в целом, название темы и включаемых разделов. Третий этап – обсуждение и разработка совместной структуры сайта, вид главной страницы и связи. Четвертый этап – создание школьных страниц по каждой теме и пересылка их по FTP на сервер.
В этом проекте вместе со школами из США, Великобритании, Японии, Китая, Индии, Пакистана, Таиланда, Индонезии уже второй год принимают участие обучающиеся 7-х и 6-х классов гимназии № 57. В этом году команда нашей школы состоит из 35 участников.
В нашем «виртуальном классе №7» над созданием нового сайта «Животные и растения наших регионов» работают ещё две команды – Epiphany Cathedral School (Venice, Florida) и Reservoir Middle School (Newport News, USA). В прошлом году нашими партнерами были американские и японские школьники. 6 ноября состоялась первая в этом учебном году в режиме он-лайн видео-конференция по организации совместной деятельности «Виртуального класса».
Проект помогает создать аутентичную языковую среду, в которой происходит приобщение учащихся к иноязычной культуре с учетом особенностей российской культуры, через осознание учащимися культуры родного, русского и изучаемого языка и помогает решить следующие задачи:
1) развитие умений и навыков говорения, чтения и письма в условиях реальной коммуникации с использованием глобальных телекоммуникационных сетей;
2) формирование лексических и грамматических навыков письменной и устной речи;
3) расширение словарного запаса по теме сайта;
4) обучение участников проекта умению вводить с клавиатуры текст на английском языке;
5) обучение участников проекта умению отправлять и получать письма по электронной почте.
После завершения телекоммуникационного проекта обучающийся должен уметь:
Решать предложенные коммуникативные задачи в социально-культурной сфере общения. Аргументировано излагать свою точку зрения, мнение, отношение по осуждаемой проблеме, отвечать на вопросы американских детей во время видео конференций. Извлекать смысл и детали содержания, находить нужную информацию в оригинальных текстах. Уметь составлять и отправлять по сети письмо. Уметь входить в электронные конференции, размещать там собственную информацию. Уметь читать и использовать, размещённую на различных сайтах информацию.

Информатизация образования, использование методов инновационного и развивающего обучения на основе перспективных информационных технологий предоставили нам реальные условия для учебно-познавательной творческой деятельности в рамках международных телекоммуникационных проектов.
Участие в конкурсах «Глобальная виртуальная комната», «Двери в дипломатию» позволяет сделать первые выводы, проанализировать плюсы и минусы инновационной работы, поделиться опытом с коллегами.
Хотелось бы обратить внимание на некоторые аспекты телекоммуникационного проекта, предупредить появление трудностей, возможных проблем.
1. Необходимы четкое планирование и координация деятельности на протяжении всего проекта. Важно сразу оценить свои силы и возможности, знания и умения детей, техническую и программную оснащенность своей школы, а также школ партнеров. Это позволит на первом подготовительном этапе распределить функции между участниками проекта.
2. Большое значение имеет промежуточное подведение итогов на каждом этапе. Это могут быть новостные листовки, плакаты, встречи-обсуждения, например, «визитных карточек» участников команды, структуры сайта и т.д. Таким образом, дети не теряют интерес к проекту, не снижается активность их участия в совместной работе.
3. На каждом этапе проекта целесообразно в помощь детям предлагать обучающие мастер-классы.
4. Не стоит опасаться участия в международных телекоммуникационных проектах детей младшей и средней возрастных групп. Конечно, в данном случае возрастает нагрузка учителя-координатора проекта, учителя информатики. Но полученный результат оправдывает эти издержки. В текущем учебном году команда от нашей гимназии была представлена учениками 6-7 классов. Согласно программному изучению информатики в школе дети не были знакомы с программами Adobe Photoshop, Adobe Image Ready и др. Не было у ребят и опыта сайтостроения. Поэтому в помощь были предложены мастер-классы от школьного клуба любителей информатики K^IT, с ребятами занимались старшеклассники, оказывали помощь в работе, давали практические рекомендации. Спецкурсовая подготовка отдельных ребят в течение года по программе «Flash: студия художников и аниматоров» позволила получить новые творческие продукты: анимационные ролики и игры.
5. Как показала практика, ценность телекоммуникационного проекта не только в форме развития навыков и приобретения новых знаний. Важно, что участниками проекта создается и размещается в сети информационный продукт, который в дальнейшем становится доступным и полезным для широкого круга пользователей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий