четверг, 31 марта 2011 г.

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся
Иванова И.А.,
заместитель директора по инновационно-методической работе

Образовательный процесс МОУ «Гимназия №57» ориентирован на проектную и исследовательскую деятельность учащихся, которая является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: формирование компетентностей учащихся. Как показывает опыт, метод проектов и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи принятой в гимназии Программы развития «Школа творческой самореализации учащихся». Раннее приобщение детей к научно-исследовательской и поисковой деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные и творческие способности, причем, не только в старшей школе, но и в начальном звене.
Научное общество учащихся гимназии было организовано в 1991 году, научное руководство осуществляет научно-методический совет гимназии. К сотрудничеству удалось привлечь Курганский государственный университет, областную клиническую больницу, городской роддом №1, областной кардиодиспансер, госпиталь ветеранов войн, ученые и практикующие врачи которых по договоренности являются научными руководителями исследовательских работ гимназистов.

В 2006 году научное общество учащихся претерпело изменения, принято новое положение, выделены структурные подразделения младшая группа учащихся начальных классов «Юный исследователь», средняя группа «Эврика» и старшая - «Три кита», внутри подразделений работа строится на секционной основе: гуманитарная, естественнонаучная и секция точных наук. Руководит работой научного общества школьников Совет, состоящий из председателя, гимназистов - руководителей секций, педагогов. Совет планирует и утверждает основные направления работы всего общества и отдельных секций. Им определяются сроки проведения научно-практических конференций. Заседания Совета проходят три раза в год (в сентябре, декабре и апреле).
В сентябре проводится учредительное собрание Общества, а затем начинаются секционные занятия. План работы общества предусматривает групповые и индивидуальные виды деятельности. При выполнении работ формируются контакты учащихся с различными организациями: архивами, научными библиотеками, кафедрами Курганского государственного университета, кафедрами учителей гимназии и т. д. В декабре рассматриваются вопросы подготовки к городской научно-практической конференции, выбираются Всероссийские конкурсы исследовательских работ, международные проекты. В апреле подводятся итоги учебного года и намечаются перспективы на следующий.
Наиболее многочисленной является естественнонаучная секция, в которой занимаются гимназисты, увлеченные биологией, географией, химией и экологией. Часто темы их исследований носят интегративный, межпредметный характер. Практически отошли от реферативных работ, они допускаются только на школьный тур, даже работы учащихся начального и среднего звена школы носят исследовательский характер, как например, работа Даши Коротенко (3 класс) «Есть ли у моего кота охотничий инстинкт», Ивачева Андрея (6 класс) «Изучение доказательств существования морского бассейна на территории Курганской области».
Тематика работ старшеклассников, которые получили призовые места на различных конференциях:
Бентонитовые глины – возможности и перспективы создания фильтра для очистки природных и сточных вод;
Видимая среда как экологический фактор;
Изменение климата: миф или реальность?;
Управление психоэмоциональным состоянием школьника;
Экология питания: анализ соответствия яблочного сока по физико-химическим и органолептическим показателям нормативным документам (ГОСТ и ТУ);
Подбор и апробация экспресс-методов гармонизации психофизиологического состояния гимназистов;
Клещевой энцефалит в Курганской области;
Диагностика стиля мышления и ведущей модальности учащимися 9-х классов.
Исследовательская работа обучающихся, рассматривается нами, как самостоятельный вид учебной деятельности. Главной задачей выдвигается не только выявление одаренных детей, а предоставление возможности всем желающим участвовать в исследованиях и получать практические навыки овладения научными методами познания.
Все исследовательские работы, которые проводятся в рамках школьного научного общества учащихся, заслушиваются на пленарных заседаниях секции и школьной научно-практической конференции, на которой дается оценка результата работы. Те работы, которые получают наивысшую оценку, представляются на городскую научно-практическую конференцию и параллельно принимают участие во всероссийских конкурсах. Наши учащиеся понимают, сколько сил, знаний и навыков вкладывается в каждое исследование, и поэтому они стараются достойно представить свою работу на конференциях различных уровней, о чем свидетельствуют сертификаты и дипломы, полученные ими.
Сложился определенный круг образовательных мероприятий, где участвуют гимназисты, это:
Городская научно-практическая конференция школьников «Знание – Поиск – творчество – Труд»;
Межшкольная лингвистическая конференция им. Лебединской на базе МОУ «Гимназия №47» города Кургана;
Студенческая научно-практическая конференция естественнонаучного факультета Курганского государственного университета;
Всероссийская научная конференция школьников «Открытие» (г. Ярославль);
Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»;
Интернет-конференция «Школьного университета» ТУСУР;
«Компьютерный всеобуч» -2007;
Всероссийский конкурс юношеских работ им. В. И. Вернадского.
Работа научного общества гимназистов представлена разными формами:
Индивидуальная - работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, ведение консультаций и пр.);
Групповая форма (включает в себя работу над интегративными исследовательскими проектами).
Массовые формы, к числу которых можно отнести встречи с интересными людьми — деятелями науки и культуры; участие в чтениях и научно-практических конференциях гимназии, районных и городских мероприятиях; проведение литературных гостиных и творческих мастерских, образовательные веб-квесты.
Научно-исследовательская деятельность органично интегрируется в образовательный процесс гимназии, создавая особую развивающую среду, включающую резервы урока, внеурочной работы, дополнительного образования, что способствует значительному повышению мотивации на получение знаний и созданию определенных компетенций, но и ведет к обновлению содержания образования в целом.
Современный уровень образования требует применения новых информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по теме исследования. Одна из подпрограмм гимназии «Единое информационной пространство» предусматривает использование ИКТ в работе научного общества учащихся в плане: создания базы данных по всем проводимым исследованиям, предоставление обучающимся современных технических возможностей для моделирования, обоснования исследуемых проблем и оформления практических результатов научно-исследовательской деятельности; использования возможностей Интернет-технологий.
Создание соответствующей материально-технической, информационной базы позволяет обеспечить развитие интереса обучающихся к научно-исследовательской деятельности, раскрыть их творческий потенциал. Это находит свое выражение в разработке конкретных научных исследований, имеющих теоретическое или практическое значение для развития науки, с последующим участием обучающихся в различных научно-практических конференциях, организованных ВУЗами, НИИ и т.д. Ученик 11 медицинского класса Сакулин Никита за разработку исследования «Бентонитовые глины – возможности и перспективы создания фильтра для очистки природных и сточных вод» получил диплом 3 степени на Конкурсе научных докладов 1 международного экологического конгресса ELPIT – 2007.
С целью формирования информационной компетентности учащихся в гимназии разработан и активно внедряется цикл мастер-классов, курс «Продвинутый пользователь», создан по инициативе учеников «IT-клуб». Ведется обучение работе в программах MS Office, Power Point, MS Project, Excel, в сети Интернет: как создать базы данных полезных ссылок в Интернете по темам для облегчения поиска необходимой информации; переписка по электронной почте. Особое внимание уделяется оформлению результатов исследования с использованием возможностей современной компьютерной техники (оформление в текстовом редакторе WORD, представление результатов в Power Point, создание собственных WEB-страниц, использование сканеров и плоттеров).
Совершенно новое направление в работе НОУ – это образовательный веб-квест, учебный сайт в Интернете. Исследовательская работа, выполненная ученицами Бугуевой Г, Филимоновой Т., Чолахян А., «Мониторинг качества воды из источников сел Чернавское и Боровлянское Притобольного района Курганской области», прошедшая во второй тур конкурса исследовательских работ им. Вернадского в 2008 году, стала основой для создания англоязычного сайта в Интернете waterinrussia.narod.ru. Данный сайт – это факт участия гимназии в международном проекте Doors to Diplomacy 2008. Образовательные веб-квесты дают возможность оценивания результатов научно-исследовательской деятельности учащихся внешними рецензентами и обмен мнениями и опытом со сверстниками, интересующимися аналогичным вопросом.
Результативность использования возможностей научно-исследовательской деятельности в гимназии – это то, что после окончания школы 76% выпускников, членов НОУ, связали свой профессиональный выбор с содержанием занятий, которыми они увлеклись в НОУ.
Как показывает наш педагогический опыт, учебно-исследовательская деятельность обучающихся способствует их творческой самореализации, что является основной идеей Программы развития гимназии. Создание предпосылок для развития научного образа мышления; освоение творческого подхода к любому виду деятельности; формирование установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками; обучение информационным технологиям и работе со средствами коммуникации – основные задачи, решаемые коллективом гимназии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий