среда, 11 мая 2011 г.

Цифровой микроскоп на уроках биологии

Новые формы организации образовательного процесса: использование цифрового микроскопа на уроках биологии
Широченкова Антонина Павловна, учитель биологии высшей квалификационной категории МОУ города Кургана "Гимназия №57"
 
Цели образования, отвечающие потребностям современного общества, могут быть охарактеризованы, в терминах «Четырех столпов» движения ЮНЕСКО «Образование для всех», то есть – учиться:
-       жить,
-       познавать,
-       делать,
-       сосуществовать.

Все, что связано с компьютерными технологиями, вызывает у учеников большой интерес – это особенно заметно на фоне общего падения познавательного интереса.
В сфере информационно-коммуникативных технологий новым подходом при  проведении лабораторных работ и практических работ  на уроках является цифровой микроскоп.  Он способствует более прочному усвоению знаний, учебный процесс с его применением становится более доступным, наглядным и интересным.   
Применение цифрового микроскопа совместно с компьютером и мультимедийным проектором способствует повышению информативности и эффективности урока. Учащиеся даже непрофильных групп с удовольствием участвуют в лабораторных и практических работах с применением подобной техники.
Мы в своей работе имеем возможность использовать цифровой микроскоп.
Надо сказать, что работа с микроскопом – один из наиболее любимых видов деятельности у учащихся любых возрастов. Занятия, проведенные с помощью цифрового микроскопа,    проходят значительно легче и эффективнее.

Несомненно, у цифровых микроскопов больший потенциал и возможности, использовать которые теперь может любой ученик, как на уроке, так и в исследовательской деятельности.

Например, Он дает возможность
ü Изучать исследуемый объект ни одному ученику, а группе учащихся одновременно;
ü Изучать объект в динамике, например,  одним из преимуществ микроскопа является возможность проведения видеосъемки.
ü Также его можно использовать для демонстрации движений различных объектов. С помощью цифрового микроскопа можно получить видеозаписи живых объектов: инфузории-туфельки, коловратки и др.
ü Создавать презентационные фото и видеоматериалы по изучаемой теме; сделать подписи к рисункам и фотографиям;
ü Использовать изображения объектов на бумажных носителях.
Ученики могут распечатывать и вклеивать фотографии объектов или результатов опытов в тетрадь. А сохраненные фото могут быть использованы для подготовки презентаций и клипов. Так как в микроскопе есть такая функция, обучающийся делает подписи к фотографиям, может наложить понравившуюся ему музыку.
Вот перечень некоторых лабораторных работ с применением цифрового микроскопа.  
  • Споры папоротника.
  • Строение вегетативных и генеративных почек.
  • Внешнее строение листа. Жилкование.
  • Внешнее и внутреннее строение стебля.
  • Строение зеленых водорослей.
  • Строение лишайников.
  • Строение хвоинки.
  • Строение плодового тела шляпочного гриба.
·         Изучение строения плесневых грибов и дрожжей.
·         Плазмолиз и деплазмолиз.
·         Изучение внешнего строения насекомого   и  многие другие.

данный микроскоп можно использовать и как бинокуляр (увеличение в 10 или 60 раз). Объектами исследования являются части цветка, поверхности листьев, корневые волоски, семена или проростки.  А плесени – хоть мукор, хоть пеницилл? Для членистоногих – это все их интересные части: лапки, усики, ротовые аппараты, глаза, покровы (например, чешуйки крыльев бабочек).  Для хордовых – чешуя рыбы, перья птиц, шерсть, зубы, волосы, ногти, и многое-многое другое. Это далеко не полный список.

Важно и то, что очень многие из указанных объектов после исследования, организованного с помощью цифрового микроскопа, останутся живы.

Одним из приятных моментов в работе с цифровым микроскопом для учителя является экономия времени: не нужно доставать микроскоп из шкафа и настраивать его. Микроскоп постоянно подключен к компьютеру. Достаточно положить микропрепарат на предметный столик и навести резкость.
Но даже если цифровым микроскопом оборудовано только место учителя, то и этого достаточно для проведения качественной и полноценной работы. Можно проводить всевозможные демонстрации на уроках в том случае, если мы имеем один небольшой натуральный объект по теме урока (например, крыло бабочки, внешнее строение насекомого и др.), но не имеем времени на проведение лабораторной работы по его изучению. На большой экран можно проецировать через мультимедиапроектор  и готовые микропрепараты.  Можно воспользоваться   готовой коллекцией цифровых фотографий по курсу биологии или создавать эталонные изображения заранее, сфотографировав нужные объекты.
Цифровой микроскоп можно использовать на всех этапах урока, как во время актуализации знаний, так и во время изучения или закрепления нового материала.
Таким образом,  организованные лабораторные работы по биологии позволили нам сделать следующий вывод:
используя цифровые микроскопы  появляется возможность:
·        более качественно, интересно провести лабораторную работу и достичь желаемых результатов   (снимки с цифровых микроскопов наглядны, доступны для каждого    учащегося);   
·                      повысить интерес к биологической науке, исследовательской деятельности;
·        решить вопрос с недостатком раздаточного материала (микропрепаратов) при проведении лабораторных работ;
·        изменить традиционный подход при выполнении лабораторных работ.
·        переходу от репродуктивной передачи знаний к творческой,  систематизации и углубления знаний.
   В заключение хотелось бы отметить, что использование разнообразных информационных технологий на уроках биологии позволяет более эффективно организовать деятельность учителя и учащихся; повысить качество обучения; воплотить в жизнь принцип наглядности, столь важный при изучении наук естественной направленности, значительно повысить мотивацию к изучаемому предмету. Использование цифрового микроскопа на уроке делает его более ярким и запоминающимся, да  и самому учителю такая работа доставляет удовольствие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий