понедельник, 16 мая 2011 г.

Внеклассное мероприятие по химии "Химия раскрывает свои секреты"


« ХИМИЯ РАСКРЫВАЕТ СЕКРЕТЫ»
составитель Лаврентьев Николай Иванович, учитель химии
 План:

1. Вступительное слово
2. «Волшебные опыты».
3.Объяснение секретов их «волшебства»


Оформление зала и оборудование для опытов

На стене плакаты с изображением предстоящих «магических» опытов.

На столах оборудование для опытов: пробирки, стаканы,  «волшебная» палочка,  перекись водорода,  оксид марганца (IV),  раствор медного купороса,  алюминиевая проволочка (или пластинка),  порошок йода,  порошок алюминия, вода,  пипетка,  концентрированная серная кислота,  порошок перманганата калия,  раствор соляной кислоты,  уротропин, пинцет.

1-й ученик:         Человек знаком с химическим искусством ещё с глубокой древности.  Химия начиналась с практических работ древних умельцев. Плавильщики, стеклодувы, красильщики, мыловары – это химики-технологи того времени. Они передавали свой богатый опыт из поколения в поколение и часто держали его в секрете. Красивая глазурь из оксидов меди, кобальта, железа, свинца изготавливалась в 3-ем тысячелетии до н.э., стекло получали 3500 лет до н.э. (в Египте),  булатную сталь в IVIII в.в. до н.э. ( в Индии, Персии, Сирии),  бумагу в 105 году (в Китае).  В древнем Египте был разработан способ получения чистого золота.  Позднее люди научились получать спирт, уксусную кислоту.
Возможность получать одни вещества из других навела на мысль: «А нельзя ли получить золото из других, неблагородных металлов?»  Так во II веке возникла алхимия. Алхимики искали «философский камень» и верили, что с помощью него можно превратить неблагородные металлы в золото.
Алхимический период сыграл большую роль в возникновении химии как науки. В то время было открыто и получено много разных веществ,  разработаны приемы работы с веществами, созданы многие приборы и приспособления. Алхимики одарили своих потомков полезными открытиями, но они не могли научно объяснить того,  что наблюдали в своих опытах.
А научились ли получать «философский камень» учёные нашего времени?
Нет, не научились и навряд ли научатся в будущем, потому что такого камня не существует. Но химики научились управлять процессом превращения одних веществ в другие, т.е. управлять химическими реакциями: ускорять или замедлять, или полностью останавливать.

2-й ученик:  (задаёт вопрос первому) А можно это подтвердить на опыте сейчас?

1-й ученик:  Да, конечно, можно. Мы проведём сейчас урок « химического волшебства». Вы увидите, на что способен великий волшебник, который называется «Катализатор».   Катализатор – это один из самых могущественных волшебников химии, и в этом вы сегодня убедитесь сами.
Знакомство с Катализатором требует тишины и внимания.
И так,  знакомьтесь с волшебником катализатором. ( Входит ученик в чалме, на которой надпись «КАТАЛИЗАТОР», с белой бородой, в накидке из черной ткани с наклеенными блёстками,  с волшебной палочкой в руке ).  Я предоставляю ему слово.

Катализатор:
Я самый великий химик среди химиков и самый главный волшебник среди волшебников! Я делаю невозможное – возможным,  сложное – простым,  дорогое – дешёвым! Мне подчиняются все живые существа и неживые вещества.
Если вы в этом сомневаетесь, смотрите и слушайте. Я первый нашёл «философский камень» и на ваших глазах превращу алюминий в золото.
(Показывает алюминиевую проволочку). Я опускаю проволочку в раствор голубого цвета.  (через несколько секунд вынимает её из раствора). Что наблюдаем? Никаких изменений нет. Почему? Потому что раствор спит. Сейчас я его разбужу.
(«волшебной» палочкой делает магические движения и приговаривает) хим –бим,
хим – дым,  хим – бам,  хим –бум,  приказываю тебе проснуться (ударяет палочкой по краю стакана, раствор закипел, проволочка потемнела от выделившейся меди).

Как вы думаете, можно ли поджечь кусочек сахара от пламени свечи? Пожалуйста, желающие могут это попытаться сделать. Прошу желающего подойти к столу.
(Сахар плавится, но не горит).
1-й ученик: Да, не каждому это под силу. Посмотрим, сможет ли это сделать наш волшебник.
Катализатор: (Подождал,  пока кусочек сахара остынет,  взял его пальцами, затем пинцетом и внёс в пламя свечи) Посмотрите сахар горит только после того, как побывает в моих руках. (Показал всем, как горит сахар, и опустил его в стакан с водой).
Я могу невозможное сделать возможным. Всем известно, что огонь гасят водой,
А в моих руках вода становится «зажигателем» огня. Не верите? Нужны доказательства? Пожалуйста. Я смешиваю два порошка – йода и алюминия. Никаких изменений не наблюдаем. (Наклоняется над стаканом воды и в полголоса обращается к ней) «О, моя вода, водица, стань другом огня, позови его к себе и подожги эту серую смесь. Ты согласна? (подставляет ухо к стакану) Она согласна. (Набирает в пипетку воды и выливает несколько капель в полученную смесь. Через несколько секунд появляется дым , а затем пламя фиолетового цвета).

2-й ученик: А что ты ещё можешь нам показать, наш многоуважаемый маг?

Катализатор: Известно ли вам, что произойдёт, если поместить железный гвоздь в раствор соляной кислоты?  (Ждёт ответ) Давайте проверим. (помещает гвоздь в пробирку и приливает в неё раствор соляной кислоты. Наблюдается реакция).
А сейчас я изменю свойства кислоты, сделаю её недееспособной.
(Наклоняется над склянкой с раствором кислоты и шепчет) Ты могучая из могучих, но самая добрая из добрых, пожалей железный гвоздь, оставь его целым и невредимым.  Слушай меня и повинуйся.  (Приливает в другую пробирку с гвоздём раствор соляной кислоты. Реакция не происходит).

1-й ученик: Я понял! Этот гвоздь чем-то смазан. Никакой ты не волшебник, а самый настоящий шарлатан.

Катализатор:  Ты меня оскорбил! Больше я вам ничего не покажу. (Выходит из класса)

2-й ученик:  (Меняет местами гвозди, обращается к 1-му ученику) Посмотри, ты был не прав. Дело совсем не в гвозде, а, видимо, в кислоте.
(Входит «катализатор» в обычной одежде, садится под аплодисменты вместе со всеми).
Катализатор обиделся и отказывается продолжать работать, поэтому мы попросим нашего учителя _________________ раскрыть все его секреты.

Учитель:  Ребята, вы поверили во всемогущество волшебника – катализатора?   На самом ли деле его сила скрывается в волшебных словах и в волшебной палочке?
Все опыты просты и доступны. Каждый из вас может проделать их без особого труда, но для этого нужны знания. Сила человека заключается в его знаниях. Много полезных дел можно совершить,  обладая знаниями, если использовать их в нужном направлении. Человек без знаний, что машина без горючего. Но и, заправленная горючим,  машина может вместо пользы нанести вред, если будет двигаться в другом направлении. Поэтому нужно стремиться не только получить знания, но и учиться правильно, для пользы дела,  их использовать.
Могущество нашего «волшебника» объясняется просто. Он использовал для своих опытов могучую силу катализаторов. Есть вещества, которые изменяют скорость реакций. Ускоряющие реакции – катализаторы,  замедляющие скорость – ингибиторы. С механизмом их действия вы познакомитесь в старших классах или на дополнительных занятиях по химии.

1-й ученик:  Сейчас,  ребята,  вы можете задавать вопросы.
Благодарим вас за участие, желаем успехов в получении новых знаний.


В первом опыте алюминий реагирует бурно с раствором медного купороса в присутствии хлорида натрия., который находился на палочке.
Сахар горит  пламенем в присутствии соединений лития, которые содержатся в пепле сигарет.  На пальцах нашего «волшебника» находился пепел, которым он смазал кусочек сахара.
В реакции между порошком алюминия и порошком йода катализатором является несколько капель воды.
Железный гвоздь не реагировал с раствором соляной кислоты, потому что во втором стакане был помещён уротропин, который является ингибитором для этой реакции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий