Анализ
выполнения экзаменационных работ и характеристика уровня подготовки участников
ЕГЭ по химии в 2013 году
Анализ
заданий части «С»
В
задании С1 проверяется усвоение важнейших элементов содержания
раздела «Окислительно-восстановительные реакции». Это задание учащиеся традиционно выполняют с наименьшим числом ошибок. Большинство из них умеют составлять электронный баланс и определять степени
окисления элементов в соединениях.
Однако не все учащиеся завершают составление баланса (не определяют наименьшее
общее кратное и коэффициенты, а только указывают на количество отданных и
принятых электронов).
Ошибки
связаны с определением недостающих веществ. Основная ошибка - считают возможным присутствие в щелочной
среде кислоты. Если известно, что окислительно-восстановительная реакция
протекает в щелочной среде, то в качестве окислителя предлагают использовать
азотную кислоту. Либо реакция протекает в щелочной среде, но среди продуктов
реакции «появляется» кислота.
Пример:

Другой
часто встречающейся ошибкой было использование вместо молекулы фтора атома
фтора, а в некоторых работах в качестве окислителя предлагали применить
несуществующий оксид фтора(VII) F207.
Реже
наблюдались такие ошибки: в избытке двухосновной кислоты учащиеся образуют
среднюю соль вместо
кислой либо вместо
CuSO4
указывают в продуктах СuО.
В
задании С2 проверяют знание характерных химических свойств
веществ, относящихся к различным классам неорганических соединений, и
генетическую связь между классами неорганических веществ. Это задание вызывает
наибольшую сложность, как и в прошлые годы.
Остается проблема с
тривиальной номенклатурой. Так, формула окалины – Fe203 вместо Fe303; хлорат
калия - КCL,
КCLO
вместо КCLO3,
не знают формулу «известковой воды»,
вместо Са(ОН)2 пишут NaCL
или СаСО3.
В реакции:

в качестве продукта
восстановления серы приводят H2S либо

т.е. плохо знают
свойства концентрированной серной кислоты.
В
качестве одного из продуктов при взаимодействии меди с серной кислотой
указывают водород, что невозможно.
Некоторые учащиеся не
могут написать уравнение реакции получения фосфора. Делают ошибки при написании
формул веществ: NaCr207, NaCr2, СаР04.
Много ошибок
в задании, связанном
с написанием формул гидроксокомплексов алюминия.
Участники ЕГЭ неправильно указывают продукты разложения гидроксида
цинка и тетрагидроксоцинката калия,
а также допускают ошибки в
описании реакции взаимодействия цинка с раствором гидроксида калия.
В
задании СЗ проверяются характерные химические свойства
органических соединений различных классов и генетическая связь между ними, а
также механизмы реакций.
Большинство учащихся
правильно составляют уравнения реакций Вюрца, тримеризации ацетилена, реакции
Дюма и Вагнера. Многие правильно пишут реакцию
этерификации.
При окислении
ароматических непредельных углеводородов перманганатом калия в кислой среде правильно пишут ароматический
продукт (бензойную кислоту), но «теряют» СО2 и, как
следствие, не составляют правильно уравнение реакции. Затруднение вызвала и
реакция окисления ацетальдегида перманганатом калия в щелочной среде. В
ациклических галогенпроизводных правильно пишут уравнение реакции
дегидрогалогенирования спиртовым раствором щелочи, но затрудняются в
составлении аналогичного уравнения с циклическим субстратом (вместо отщепления
- замещение).
Многие допускают ошибки
в уравнении реакции алкилирования
бензола непредельным углеводородом,
это превращение чаще рассматривается в школьном курсе с участием в качестве
реагента галогенпроизводного.
Ошибки в уравнении
реакции галогенирования ароматических углеводородов на свету в α-положение в радикале свидетельствуют
об отсутствии знаний о взаимном влиянии атомов.
Затруднение у некоторых
вызвало написание формулы ацетата калия. Некоторые экзаменуемые не пишут
структурные формулы.
Задание
С4
позволяет проверить знания: количественных отношений в химии: количество
вещества, молярная масса и молярный объем, массовая доля вещества в растворе и
в смеси.
У большинства учащихся
сформированы умения, связанные с расчетом по
уравнению, благодаря чему они находят массу одного компонента в смеси
(но если следовать критериям, этого недостаточно, чтобы получить даже 2 балла
при условии правильно написанных уравнений).
Многие экзаменуемые
составляют уравнения реакции Cu
с соляной кислотой и с серной
концентрированной, указывая в качестве продукта водород. Неверно указывают и
продукты взаимодействия меди с концентрированной азотной
кислотой (пишут водород), а в случае взаимодействия оксида меди с азотной
кислотой среди продуктов появляется N02.
В задаче не пишут
уравнение реакции взаимодействия сульфата алюминия с избытком гидроксида
натрия.
Одной из часто
встречающихся ошибок является написание всех веществ (например, двух солей) в
одной реакции.
Иногда записывают
в качестве исходного вещества и воду
(если написано, что реакция идет в растворе).
Задание
С5 должно
установить, знает ли учащийся общую и молекулярную формулу органического
(преимущественно) вещества
данного класса, количественные
отношения в химии.
С заданием справляются
практически все учащиеся, хотя решение не всегда основано на расчете молярной
массы органического вещества, многие
составляют пропорцию.
В нескольких работах
встречалось некорректно составленное уравнение:

Некоторые
учащиеся не решили задание, так как не могли представить в общем виде формулу
спирта и его окисление до альдегида.
Рекомендации по
подготовке выпускников общеобразовательных учреждений Курганской области к
государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по химии в 2014 году
Учителям-предметникам:
необходимо
совершенствовать методики формирования базовых умений, составляющих основу
подготовки выпускников средней школы по химии, тогда и решение задач повышенной
сложности (часть С) вызовет меньше
затруднений;
обратить внимание на
лабораторный практикум, именно выполнение опытов зачастую, благодаря наглядности, формирует
представление учащихся о протекании
реакции, а значит, правильном написании уравнения. Так, при реакции кислот
(серной разбавленной и соляной) с медью водород не выделяется (что хорошо
можно проследить при выполнении
соответствующих опытов).
Председатель предметной
комиссии
Курганской области по
химии, к.х.н., доцент Л.В. Мосталыгина
Комментариев нет:
Отправить комментарий