вторник, 20 августа 2013 г.

Основные итоги ЕГЭ по химии в 2013 году



Анализ выполнения экзаменационных работ и характеристика уровня подготовки участников ЕГЭ по химии в 2013 году


Анализ заданий части «С»
В задании С1 проверяется усвоение важнейших элементов содержания раздела «Окислительно-восстановительные реакции». Это задание  учащиеся традиционно выполняют с  наименьшим числом ошибок. Большинство из  них умеют составлять  электронный баланс и определять степени окисления элементов в  соединениях. Однако не все учащиеся завершают составление баланса (не определяют наименьшее общее кратное и коэффициенты, а только указывают на количество отданных и принятых электронов).
            Ошибки связаны с определением недостающих веществ. Основная ошибка -  считают возможным присутствие в щелочной среде кислоты. Если известно, что окислительно-восстановительная реакция протекает в щелочной среде, то в качестве окислителя предлагают использовать азотную кислоту. Либо реакция протекает в щелочной среде, но среди продуктов реакции «появляется» кислота.
Пример:
Cr203 + HN03 + KOH 
            Другой часто встречающейся ошибкой было использование вместо молекулы фтора атома фтора, а в некоторых работах в качестве окислителя предлагали применить несуществующий оксид фтора(VII) F207.
            Реже наблюдались такие ошибки: в избытке двухосновной кислоты учащиеся  образуют  среднюю  соль  вместо  кислой  либо  вместо  CuSO4 указывают в продуктах СuО.
В задании С2 проверяют знание характерных химических свойств веществ, относящихся к различным классам неорганических соединений, и генетическую связь между классами неорганических веществ. Это задание вызывает наибольшую сложность, как и в прошлые годы.
Остается проблема с тривиальной номенклатурой. Так, формула окалины – Fe203  вместо Fe303; хлорат калия - КCL, КCLO вместо КCLO3, не знают  формулу «известковой воды», вместо Са(ОН)2 пишут NaCL или СаСО3.
В реакции:
Ag + H2S04 (конц.)       Ag2S02+H2S+H20

в качестве продукта восстановления серы приводят H2S либо
                   
Ag + H2S04 (конц.)       Ag2O+S02+H20,

т.е. плохо знают свойства концентрированной серной кислоты.
            В качестве одного из продуктов при взаимодействии меди с серной кислотой указывают водород, что невозможно.
Некоторые учащиеся не могут написать уравнение реакции получения фосфора. Делают ошибки при написании формул веществ: NaCr207, NaCr2, СаР04.
            Много     ошибок    в   задании,    связанном    с   написанием     формул гидроксокомплексов алюминия. Участники ЕГЭ неправильно указывают продукты разложения  гидроксида  цинка  и  тетрагидроксоцинката  калия,  а  также допускают ошибки в описании реакции взаимодействия цинка с раствором гидроксида калия.
В задании СЗ проверяются характерные химические свойства органических соединений различных классов и генетическая связь между ними, а также механизмы реакций.
Большинство учащихся правильно составляют уравнения реакций Вюрца, тримеризации ацетилена, реакции Дюма и Вагнера. Многие правильно пишут реакцию этерификации.
При окислении ароматических непредельных углеводородов перманганатом калия в кислой среде правильно пишут ароматический продукт (бензойную  кислоту), но «теряют» СО2 и, как следствие, не составляют правильно уравнение реакции. Затруднение вызвала и реакция окисления ацетальдегида перманганатом калия в щелочной среде. В ациклических галогенпроизводных правильно пишут уравнение реакции дегидрогалогенирования спиртовым раствором щелочи, но затрудняются в составлении аналогичного уравнения с циклическим субстратом (вместо отщепления - замещение).
Многие допускают ошибки в уравнении реакции алкилирования бензола непредельным углеводородом, это превращение чаще рассматривается в школьном курсе с участием в качестве реагента галогенпроизводного.
Ошибки в уравнении реакции галогенирования ароматических углеводородов на свету в α-положение в радикале свидетельствуют об отсутствии знаний о взаимном влиянии атомов.
Затруднение у некоторых вызвало написание формулы ацетата калия. Некоторые экзаменуемые не пишут структурные формулы.
Задание С4 позволяет проверить знания: количественных отношений в химии: количество вещества, молярная масса и молярный объем, массовая доля вещества в растворе и в смеси.
У большинства учащихся сформированы умения, связанные с расчетом по  уравнению, благодаря чему они находят массу одного компонента в смеси (но если следовать критериям, этого недостаточно, чтобы получить даже 2 балла при условии правильно написанных уравнений).
Многие экзаменуемые составляют уравнения реакции Cu с соляной кислотой и с  серной концентрированной, указывая в качестве продукта водород. Неверно указывают и продукты взаимодействия меди с концентрированной  азотной  кислотой (пишут  водород), а  в случае взаимодействия оксида меди с азотной кислотой среди продуктов появляется N02.
В задаче не пишут уравнение реакции взаимодействия сульфата алюминия с избытком гидроксида натрия.
Одной из часто встречающихся ошибок является написание всех веществ (например, двух солей) в одной реакции.
Иногда записывают в  качестве исходного вещества и воду (если написано, что реакция идет в растворе).
Задание С5 должно установить, знает ли учащийся общую и молекулярную формулу  органического  (преимущественно) вещества  данного  класса, количественные отношения в химии.
С заданием справляются практически все учащиеся, хотя решение не всегда основано на расчете молярной массы органического вещества, многие  составляют пропорцию.
В нескольких работах встречалось некорректно составленное уравнение:
CnH2n+1OH + CuO       CnH2n+1COH + Сu + Н2O

      Некоторые учащиеся не решили задание, так как не могли представить в общем виде формулу спирта и его окисление до альдегида.
Рекомендации по подготовке выпускников общеобразовательных учреждений Курганской области к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по химии в 2014 году
Учителям-предметникам:
необходимо совершенствовать методики формирования базовых умений, составляющих основу подготовки выпускников средней школы по химии, тогда и решение задач повышенной сложности (часть С) вызовет меньше  затруднений;
обратить внимание на лабораторный практикум, именно выполнение опытов  зачастую, благодаря наглядности, формирует представление учащихся о  протекании реакции, а значит, правильном написании уравнения. Так, при реакции кислот (серной разбавленной и соляной) с медью водород не выделяется (что хорошо можно     проследить при выполнении соответствующих опытов).

Председатель предметной комиссии
Курганской области по химии,  к.х.н., доцент               Л.В. Мосталыгина

Комментариев нет:

Отправить комментарий