вторник, 20 августа 2013 г.

Основные итоги ЕГЭ по биологии



Основные итоги ЕГЭ по биологии в Курганской области
в 2013 году
Анализ выполнения экзаменационных работ и характеристика уровня подготовки участников ЕГЭ по биологии в 2013 году


Задания части С1 посвящены использованию теоретических знаний в практической деятельности. В этом блоке лучшие результаты получены при ответах на вопросы, касающиеся наиболее известных школьникам из повседневного опыта объектов и явлений. Например, вопрос о роли дождевых червей в повышении плодородия почвы. Больше всего затруднений вызвал вопрос о популяционных взаимодействиях между волками, северными оленями и ягелем. Этот вопрос поставил многих учащихся в тупик из-за того, что они не понимали, что такое ягель, к какому царству органического мира он относится.
Задания части С2 проверяют умение экзаменуемых работать с текстом и рисунками, или анализировать текст биологического содержания, выявлять ошибки и исправлять их, предложив правильные формулировки. Для успешного выполнения такого задания необходимо обладать умением внимательно читать текст, анализировать его и корректно формулировать свои мысли в письменной форме. Так, многие учащиеся только отмечали номера предложений, в которых были допущены ошибки и, соответственно, получали за такую работу 0 баллов. Другие не могли правильно и последовательно изложить свои мысли. Например, при исправлении суждения: «Тироксин уменьшает содержание сахара в крови», - был получен ответ: «Инсулин».  Направление мысли участника ЕГЭ правильное, однако в ответе не сказано какое именно влияние оказывает инсулин на содержание сахара в крови, соответственно, ответ на вопрос не дан. 
Также традиционно в этом блоке много внимания уделяется оценке знаний по систематике, а также наиболее важных свойств типов и классов животных и растений. В этом году задания были по определению систематических категорий растений. Учащиеся путают классы и семейства, относят к покрытосеменным растениям только те, семя которых расположено в сочной мякоти плода (яблоко) и т.д.
Задания части С3 предполагают проверку умений обобщать и применять знания по разделам биологии:
- многообразие живого на планете;
- процессы жизнедеятельности, протекающие на организменном уровне, у представителей различных царств живой природы и человека.
При решении этих заданий учащиеся должны продемонстрировать знание признаков таксонов и связать их с экологическими и эволюционными особенностями группы. Низкие результаты получены при ответе на  вопросы, где необходимо было продемонстрировать понимание механизмов и причин явлений. Например, вопросы нервной регуляции деятельности организма. Затруднения вызвал также вопрос о гистологическом строении мышечной ткани. Почти все участники ЕГЭ в ответе описывали анатомическое своеобразие мышц и их функциональную классификацию, а не особенности гистологического строения мышц, связанные с возрастом, условиями развития и т.п. человека или животного.
Задания С4 касаются проверки знаний по таким двум содержательным блокам, как «Эволюция органического мира» и «Экосистемы и присущие им закономерности». Эти темы требуют умения обобщать изученный в школе материал. Особые затруднения вызвали у выпускников ответы на следующие группы вопросов:
- выявление причин приспособленности организмов к окружающей среде;
- объяснение роли биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе;
- определение биологических и антропогенных факторов среды, сдерживающих рост численности популяций.
В некоторых случаях при ответах учащиеся путали причину и следствие либо повторяли часть вопроса. Так, например, при ответе на вопрос о том, к каким последствиям может привести сокращение численности насекомоядных птиц, участники ЕГЭ называли причины снижения численности самих насекомоядных птиц.
Задания С5 – это задачи по цитологии и молекулярной биологии. Один тип задач посвящен работе с таблицей генетического кода, а также требует от выпускника знаний по процессам транскрипции и трансляции. Другой тип задач основан на знаниях об изменениях генетического набора клетки во время митоза и мейоза.
При решении задач первого типа возникали незначительные затруднения, связанные с невнимательностью сдающих экзамен. Так, например, в 206 варианте необходимо было определить нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК. Большинство участников ЕГЭ указывали только одну цепочку ДНК, а значит, задание было выполнено не полностью. Кроме того, в некоторых ответах не указывалось, какая РНК описывается – информационная или транспортная.
Задачи на определение числа хромосом в половых и соматических клетках оказались особенно сложными. При ответе на них необходимо не только указать численное значение хромосом и молекул ДНК, но и дать пояснения. С эти заданием справились лишь единицы. А полностью правильного ответа, который можно было оценить в три балла, не дал никто.
Задания С6 – задачи по генетике. В этом блоке требуется составить схему скрещивания, объяснить полученные результаты и указать, какой закон проявляется в конкретном случае.
При решении генетических задач необходимо иметь четкие представления о доминантных и рецессивных признаках, об аллельных генах, об анализирующем скрещивании, о гетерогаметности и гомогаметности. Необходимо помнить, что у птиц гетерогаметными являются организмы женского пола. У многих участников ЕГЭ возникали затруднения с определением доминантного гена. Так, некоторые выпускники ориентировались, по-видимому, на свои жизненные, повседневные наблюдения, а не на проявление признаков в потомстве. Например, многие считали, что комолость коров – это рецессивный признак, т.к. большинство коров, которых мы видели в своей жизни, рогатые.
В блоке присутствовали задачи нескольких типов:
- на дигибридное скрещивание (закон независимого наследования признаков);
- на сцепленное с полом наследование признаков;
- на анализ родословных;
- на определение групп крови и резус-фактора.
Задачи на анализ родословных вызвали наибольшие затруднения. Судя по ответам, одни выпускники вообще не понимают суть схемы родословной, не знают условные обозначения, которые приняты в данном типе задач, другие указывают, что наследование признака сцеплено с полом, но обозначают аутосомные гены и не указывают половые хромосомы.
Несмотря на то, что в критериях оценки ответа требования к их оформлению определены четко, много замечаний именно по оформлению ответов. Участник ЕГЭ получает меньше баллов только потому, что в его работе представлены не все необходимые позиции:
1)      генотип и фенотип родителей;
2)      расписаны гаметы, производимые каждым из родителей;
3)      генотипы и фенотипы потомства;
4)      расчет соотношений различных генотипов и фенотипов в потомстве и указание генетического закона.
В целом следует отметить, что наиболее сложным из всех заданий части «С» для учащихся оказалось умение устанавливать взаимосвязи организмов, процессов и явлений, сравнение биологических объектов и процессов, выявление их общих и отличительных признаков.

Рекомендации по подготовке выпускников общеобразовательных учреждений Курганской области к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по биологии в 2014 году
Учителям биологии:

1.      Учитывать рекомендации государственного образовательного стандарта и школьных программ по биологии и добиваться усвоения всеми учащимися.
2.      Более строго соблюдать принцип преемственности в преподавании биологии с 6 по 11 классы, конкретизируя общие закономерности примерами из ранее изученных курсов биологии («Растения», «Грибы», «Лишайники», «Бактерии», «Животные», «Человек»).
3.       Шире использовать возможности интеграции биологии с другими предметами естественнонаучного цикла на уровне содержания, методических приемов, задач формирования общеучебных и интеллектуальных умений.
4.       Формировать ценностное отношение учащихся к биологическим знаниям, их теоретической и практической составляющей на основе личностно-ориентированного обучения.
5.      Особое внимание уделять разделам программы, вызывающим наибольшие затруднения учащихся: «Химическая организация клетки», «Строение и функции клеток прокариот и эукариот», «Наследственность и изменчивость организмов», «Многообразие растений и животных», «Анатомия и физиология человека», «Эволюция живого мира».
6.       В старших классах использовать разнообразные примеры из ранее изученных курсов биологии, иллюстрирующие общие теоретические положения, условия задач по молекулярной биологии, по генетике с целью успешного обобщения, конкретизации и интерпретации изучаемого материала.
7.        Обращать внимание на развитие таких способностей учащихся, как внимательное прочтение заданий, четкое и краткое формулирование ответов, ясное выражение мысли, аккуратное оформление. Уделить больше внимания работе с учебным рисунком, включая развитие навыков его выполнения и анализа.
8.       Создавать условия для развития способности учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы.
9.       Большее внимание уделять написанию проверочных работ в форме теста.
10.  Следует увеличить долю самостоятельной деятельности учащихся как на уроке, так и во внеурочной работе, акцентировать внимание на выполнении творческих, исследовательских заданий.
11.  При проведении различных форм контроля (текущего, промежуточного) более широко использовать задания разного типа, аналогичные заданиям ЕГЭ. Особо следует уделять внимание заданиям на установление соответствия и сопоставления биологических объектов, процессов, явлений, а также заданиям со свободным ответом, которые требуют умений обоснованно и кратко излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике. Отработать алгоритмы решения задач по цитологии и генетике.
12.   Обязательно знакомиться с демонстрационными версиями КИМ, доводить до сведения учащихся их структуру и содержание.



Заместитель председателя предметной
комиссии Курганской области по биологии,
к.б.н., доцент                                                                                                           Л.В. Прояева

Комментариев нет:

Отправить комментарий