вторник, 20 августа 2013 г.

Основные итоги ЕГЭ по географии



Анализ выполнения экзаменационных работ и характеристика  уровня подготовки участников ЕГЭ по географии в 2013 г.


Анализ результатов выполненных заданий с развернутым ответом по итогам ЕГЭ-2013 позволяет сделать следующие выводы.
По сравнению с прошлым годом учащиеся были лучше подготовлены к выполнению заданий части «С», большинство из них приступают к выполнению всех заданий. Количество верно выполненных заданий также значительно возросло.
Задание С1 – построение профиля рельефа местности по заданной линии. Данное задание  было связано с умением читать топографическую карту и с помощью масштаба строить профиль рельефа местности. Процент  работ с правильно построенным профилем был достаточно высок по сравнению с предыдущими годами. В большинстве работ форма профиля, длина горизонтальной линии основы, расстояния до объектов совпадают с эталоном, но присутствуют ошибки в указании крутизны склонов. Все это говорит о том, что школьники хорошо усваивают методику построения профиля рельефа местности, но не могут правильно прочитать карту, чтобы верно указать крутизну  склонов и перепады высот между точками.
Задание С2, С3 – объяснение тех или иных географических явлений, умение читать климатограммы, умение читать и понимать топографическую карту, умение прогнозировать те или иные изменения в окружающей среде, обосновывать свою точку зрения по тому или иному вопросу. При этом учащимся предлагалось указать две причины, два довода, два последствия. Данный тип заданий оказался наиболее сложным, так как требовал умения рассуждать и четко формулировать свои мысли.
Многие учащиеся затруднялись в объяснении географических явлений, определении  причины и следствия географических процессов, установлении причинно-следственных связей. Определенные сложности вызвало и то, что выпускники должны были выбрать две основные причины, два последствия, довода и т.д, которые оценивались экспертами. В 2013 г. впервые в ряде работ в качестве объяснений приводились два противоположных довода. Например, в качестве последствий образования водохранилища учащиеся указывают:
  1. Увеличение количества осадков.
  2. Уменьшение количества осадков.
Таким образом, не зная верного ответа, учащиеся получают один балл за один из верных вариантов.
Большинство учащихся хорошо умеют читать климатограммы и правильно отвечают на вопрос о выборе необходимого пункта, но многие затрудняются правильно обосновать свой выбор, не понимают отличий между морским и континентальным типом климата.
Особые затруднения традиционно возникли при работе с топографической картой. Учащиеся затруднялись с выбором участка на карте и не могли обосновать свой ответ, что связано с неумением читать и понимать топографическую  карту.
Задания, требующие анализа демографических показателей, школьники выполняли гораздо лучше. Возможно, это связано с тем, что данная тема изучается в 10 классе и более свежа в памяти.
Задание С4  - определение страны, в хозяйстве которой сельское хозяйство имеет большее значение. Во многих ответах страны были названы верно, но в качестве доказательства своего ответа учащиеся оперировали абсолютными показателями и не производили расчетов на определение доли сельхозпродукции в экспорте государства, хотя в задании для обоснования ответа требуется привести данные вычислений. Кроме того, при проведении расчетов было допущено очень много математических ошибок. Учащиеся затруднялись даже в вычислении долей и процентов.
 Задание С5 – определение наивысшего  положения Солнца над горизонтом по географическим координатам для определенной даты. Верных ответов по данному заданию было больше, чем в предыдущие годы, но  во многих работах  при указании верного ответа выпускники не смогли его обосновать. Большинство задач решено через определение полуденного меридиана. Данное понятие стало прорабатываться в школе гораздо лучше, поэтому географическая долгота искомого пункта указывалась верно. При определении географической широты этого пункта использовались знания особенностей движения Земли по орбите и изменения высоты Солнца при движении от экватора к полюсам в дни равноденствий и солнцестояний. Главными ошибками при выполнении этого задания стали следующие:
  1. Обоснование ответа проводилось только путем рассуждения об осевом движении Земли и не производились расчеты полуденного меридиана.
  2. Часть школьников перепутала полуденный и нулевой меридиан.
Задание С6 – выполнение математических расчетов на определение изменения  численности населения за счет естественного и механического движения. Впервые это задание было составным из двух задач, каждая из которых оценивалась по своим критериям.
Основной ошибкой экзаменующихся было то, что они не смогли верно выбрать годы для определения величины, на которую изменилась численность населения в 2011 г. Многие нарушили последовательность в расчетах. Часть школьников ошиблась в математических подсчетах и допустила арифметические ошибки, многие неверно расставляли знаки  «+» и «-», путали проценты и промилле. Такого большого количества неточностей можно было бы избежать, если больше внимания уделять определению понятий естественного и механического прироста и формулам для их вычисления.
Рекомендации по подготовке выпускников общеобразовательных учреждений Курганской области к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по обществознанию в 2014 году

В целом анализ результатов экзамена позволил выделить основные проблемы в обучении географии, которые явно прослеживаются при сдаче ЕГЭ выпускниками. Поэтому для успешной подготовки школьников к ЕГЭ по географии может быть рекомендовано следующее:
1. К экзамену по географии в форме ЕГЭ необходимо готовиться по учебникам, рекомендованным и допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, а также пособиям, рекомендованным ФИПИ.
2. Исходя из типичных ошибок экзаменуемых, учителям географии обратить особое внимание на разделы, темы и вопросы, усвоение которых вызывает серьезные затруднения учащихся:
- топографическая карта (умение читать и понимать карту, построение профиля рельефа местности и нахождение на нем заданной точки);
- Земля как планета Солнечной системы (географические следствия годового и суточного движения Земли, изменение высоты Солнца над горизонтом в дни равноденствий и солнцестояний, умение решать задачи);
- динамика численности населения (расчет изменения численности населения за определенный период, естественный и механический прирост, формулы для их вычисления).
3. При подготовке к ЕГЭ по географии необходимо целенаправленно формировать и развивать следующие умения:
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объяснять их;
- систематизировать знания, оценивать и прогнозировать географические процессы, решать задачи;
- аргументировать собственные суждения;
- работать с географической картой.
4. При подготовке к экзамену необходимо больше работать с картами, анализировать схемы, таблицы со статистическими данными, вести по ним расчеты для того, чтобы учащиеся могли приобрести навыки такой работы.
5. На этапе подготовки к единому государственному экзамену по географии в 2014 году учителям географии необходимо совершенствовать методики формирования базовых умений, составляющих основу подготовки выпускников средней школы по географии,  вводить в практику организации текущего контроля систему оценивания образовательных достижений учащихся, подобную ЕГЭ.

Председатель предметной комиссии
Курганской области по географии                                                        Л.Е.  Анчугова

Комментариев нет:

Отправить комментарий